Найти тему

Мир проекций, блогеру на заметку.

Оглавление

Итак, вся прошлая неделя у нас с вами, товарищи, превратилась в разбор кейса. Одно сообщение было до такой степени напичкано манипулятивными триггерами, что захотелось обратить внимание на эту тему. Автор сообщения предлагала мне в довольно директивной форме из большой любви устроить благотворительный аукцион, на котором продать всю мою коллекцию кружек.

Я залезла глубоко в структуру. И стала показывать на этом примере, как коварен русский язык с его суффиксом «-чка» и словами типа «надо», какие эффекты восприятия человек может получить, совершенно этого не ожидая.

Сегодня я хочу тему продолжить. Много благодарностей было: «Я вообще не думала, что это может быть так воспринято. Буду аккуратнее».

А кто-то писал: «Ну хватит уже самоутверждаться за счет несчастной девушки.»

Так вот, товарищи, начну с цитаты стишка-пирожка:

в условиях нехватки данных
наш мозг выдумывает сам
врагов картину мира бога
и мнения других людей

Есть такой механизм работы психики под названием «проекция».

Представьте себе киномеханика. Есть фильм. Он на плёнке в рулоне. Что за фильм? Непонятно. Но стоит только включить проектор и направить луч на экран…. Фильм оживает и разворачивается полномасштабно. При этом мы с вами точно знаем, что экран белый. Но одновременно на нем картинка. Кто сомневается, предлагаю пересмотреть фильм «Человек с бульвара Капуцинов».

Пока всё логично, да?
При чём же здесь то сообщение и вообще блогерство?

А вот при чём. Соцсети как раз набирают популярность за счет механизма проекции. Вам ведь кажется, что вы уже очень хорошо знаете этого человека – вашего любимого блогера, и вот того козла, который бесит. И если в живом личном общении вы сразу получаете невербальную обратную связь (поднимается бровь, округляются глаза, например), то в тексте…

В предыдущих постах меня пытались спасти комментариями: «Таня, ну вы себя ведете несерьёзно.» Ну это прямо как в анекдоте:

«Написали какую хамскую табличку: «Пива нет». Не могли вежливо написать: «Пива нет».

Да! Это именно так. Каждый человек проецирует в соцсетях что-то своё на экран. Только экран не полностью белый. Это двусторонний процесс. Если я пишу что-то, то мгновенно создаю повод для проекции. Это могут быть добрые проекции. И тогда вы пишите мне: «Танечка! Спасибо вам за #можно! Я разрешила себе потратить деньги на себя!». Классная проекция!

Сильная, любящая, поддерживающая часть психики человека приняла форму Танечки и начала его хвалить. А раньше он эту свою часть не видел. Но именно на мою экране вдруг увидел. И присвоил себе. Понимаете, про что я? Да, я принимаю благодарность и разделяю ответственность с вами. Я создавала текст, чтобы вы увидели в нём себя прекрасного, любящего и поддерживающего.

Но механизмы «недобрых» проекций точно такие же. Критические части личности часто человеку не видны. И проявляются, только когда находят соответствующие экран. «Вот вы ресторане едите, а лучше бы сами борщ варили, а деньги сэкономили». «Как можно так запустить себя, ну-ка марш в спортзал!»

Все эти слова, адресованные мне, конечно же прекрасые проекции строгой части личности читателя. «Родитель» по Бёрну. Кто-то, кто как раз не про #можно совсем, а про подчинение «общественным нормам». И часто именно перегруженность таким нормами и отсутствие контакта с собой заставляют человека проецировать на других эти «грехи», получая право хоть на какую-то можность внутри.

«Ура! Нашелся кто-то хуже тебя! Тебе запрещено, и ты молодец. А они позволяют себе такоооое!»

И вот тут, как ни странно, можно рассматривать проекцию как подарок. Эти партизаны внутренние прячутся щелях души ещё с детского сада. Нормы, за которые они борятся, уже сто лет как устарели, возможно. «Надо доедать суп!» – это уже вредно даже.

Но ты эти свои ограничивающие убеждения сам не видишь. Это как киноплёнка в коробке. Но как только ты спровоцировал её на чей-то экран, то…

Ура! Ты сразу это заметил! Можно получить над этим власть и управляемость.

Нас бесит других то, где у нас самих дикое напряжение и отсутствие можности. В нас вызывает зависть то, чего мы хотим, но не разрешаем себе. Вот она – идеальная палитра для личностного роста! Как в стишке-пирожке:

сижу я старый у подъезда
и молодёжи вслед кричу
эй наркоманы проститутки
возьмите блин меня с собой

В том сообщении Юля сама хотела устроить свой благотворительный аукцион, но не осознавала этого. И в проекции на меня это вдруг поняла. А ещё в проекции на меня она увидела, как постоянно вмешивалась в жизни детей. И поняла, почему они враждебно воспринимали её советы. А я если бы хотела, могла спровоцировать на Юлино сообщение жестокое раскулачивание семьи моего прадеда.

Вот так интересно всё в этом мире соцсетей устроено. Так что не будем мешать себе любить наших кумиров, ненавидеть этих зажравшихся хамов и так далее. Это всё очень интересная информация о нас самих.
Получился почти поход к психологу))

Завтра напишу про ещё один важный механизм в коммуникации.

ЧАСТЬ 1 | ЧАСТЬ 2 | ЧАСТЬ 3 | ЗАКЛЮЧЕНИЕ