Название этого растения хорошо знакомо диабетикам, а также всем, кто заботится о здоровом образе жизни, избегая употребления сахара.
СТЕВИЯ принадлежит к семейству Сложноцветных (хотя по внешнему виду вроде бы и не скажешь). Род включает в себя порядка 260 видов, причём как трав, так и кустарников.
Родина СТЕВИИ - Южная и Центральная Америка, где она растёт на полузасушливых территориях. Впрочем, её уже давно выращивают во многих странах в искусственных условиях.
О целебных свойствах этого растения обитателям Бразилии и Парагвая было известно ещё с древних времён. Индейцы употребляли его как подсластитель, лечили им изжогу и ряд других болезней ЖКТ.
В XX году были проведены серьёзных исследования, в результате которых из тканей растения выделили гликозиды СТЕВИОЗИДЫ и ребаудиозиды. Выяснилось, что они слаще сахарозы в 300 раз, причём ощущение сладости при их употреблении наступает хоть и медленнее обычного сахара, но длится дольше. А самое главное, СТЕВИЯ не оказывает какого-либо значительного влияния на количество глюкозы в крови.
За это её очень полюбили во всём мире и выращивают в огромных количествах (главный экспортёр - Китай).
Правда, согласно одной научной публикации, СТЕВИОЛ (промышленное производное название СТЕВИОЗИДОВ), якобы, вызывает мутации и рак. Узнав об этом, учёные сильно озаботились данной проблемой, начали копаться в теме и пришли к выводу, что СТЕВИОЛ может либо быть мутагеном и канцерогеном, либо не быть им. По крайней мере, мнения разделились. А поскольку окончательного вывода относительно безопасности СТЕВИИ так до сих пор и нет (то есть отсутствуют однозначные доказательства её вреда), ведомства США, контролирующие безопасность пищи и лекарств, выражают беспокойство по поводу токсичности растения и получаемых из него экстрактов.
На сегодняшний момент стоит брать за основу заключение Всемирной организации здравоохранения, которая в 2006 году заявила: «СТЕВИОЗИДЫ и ребаудиозиды А негенотоксичны в лабораторных условиях и на живом организме, генотоксичность СТЕВИОЛА и некоторых его окислительных производных, выраженная в лабораторных условиях, в естественных условиях не обнаружена».
Грубо говоря, умереть от рака или получить мутацию сегодня гораздо проще не от СТЕВИИ, а от чего-нибудь ещё, благо, этого "добра" вокруг навалом. Хотя можно и от СТЕВИИ, наверное.
Любопытно, что неоднозначность СТЕВИИ касается не только её свойств как пищевой добавки, но и названия этого растения. Потому что, по одной версии, оно названо в честь испанского врача, ботаника и гуманиста Педро Хайме Эстеве (около 1500 - 1556), чьё имя в латинизированном виде выглядит как Петрус Якобус Стевус.
Родился в городе Морелла, провинции Кастельон, учился в Париже и Монпелье, а потом имел врачебную практику в Валенсии. Он был одним из главных героев гуманистического движения, столкнувшегося со средневековой традицией, в результате чего его даже как-то раз изгнали из университетского монастыря на один год.
Эстеве изучал научное наследие древних врачей - редактировал греческие тексты Гиппократа, Никандра Колофонио и некоторых других светил медицины.
А ещё он профессионально увлекался фармакогнозией - наукой о лекарственных растениях. Как раз Эстеве и описал первым то самое растение, которое потом назвали в его честь.
Но есть и другая версия, чисто русская, согласно которой СТЕВИЯ называется в честь основателя Никитского ботанического сада.
Христиан Христианович Стевен, он же Христиан фон Стевен (19/30 января 1781 - 18/30 апреля 1863) - российский ботаник, доктор медицины, садовод, в семье энтомолог, член-корреспондент Петербургской академии наук.
Родился в Фридрихсгаме, Выборгская губерния (сейчас это Хамина, Финляндия), в семье таможенного инспектора. Закончил народное училище по месту жительства, затем - Академию Або, Императорский медико-хирургический институт. И потом продолжил обучение в Йене, земля Тюрингия, Германия.
В 1798 году император Павел I приказал всем русским студентам вернуться на родину, и Стевену пришлось покинуть цивилизованную Европу. С горя он устроился в Санкт-Петербургский сухопутный госпиталь, где, помимо прочего, ещё и преподавались медицинские науки. Там ему дали степень доктора и оставили работать врачом.
А потом Стевен, имевший богатый опыт знакомства с растениями, получил приглашение занять место помощника инспектора шелководства и уехал на Кавказ, в Кизляр, а затем в Грузию.
- На новом месте доктор-ботаник был поражён обилием новых и не описанных ещё никем растений. И решил исправить этот недостаток. На сегодняшний день в определителях можно встретить такие виды как
- Аистник Стевена (Erodium stevenii M.Bieb.)
- Борщевик Стевена (Heracleum stevenii Manden.)
- Боярышник Стевена (Crataegus stevenii Pojark.)
- Вечерница Стевена (Hesperis steveniana DC.)
- Катран Стевена (Crambe steveniana Rupr.)
- Клён Стевена (Acer stevenii Pojark) syn. Acer hyrcanum subsp. stevenii (Pojark.) A.E.Murray
- Пион Стевена (Paeonia steveniana Kem.-Nath.) syn. Paeonia wittmanniana subsp. macrophylla (Albov) Halda
- Солнцецвет Стевена (Helianthemum steveni Rupr. ex Juz. & Pozdeeva) Шлемник Стевена (Scutellaria stevenii Juz.)
- Ясколка Стевена (Cerastium stevenii Schischk.)
- Ясменник Стевена (Asperula steveni V.I.Krecz.)
Интересно, что после всего этого ему в 1807 году было поручено создать в Кизляре училище виноделия. Наверное, в этом деле он тоже очень хорошо разбирался.
И только после этого, в марте 1812 года, Стевен был назначен директором Никитского ботанического сада на Южном берегу Крыма, близ деревни Никиты.
Благодаря ему, сад этот вскоре превратился в прекраснейший питомник и ботанический акклиматизационный пункт, служивший как бы этапом при переходе растений с востока на запад и обратно из Европы в Азию.
За заслуги перед Отечеством ему было выделено 2 000 червонцев, которые дали Стевену возможность предпринять двухлетнее заграничное путешествие с целью изучить и подобрать плодовые и другие деревья, наиболее пригодные для снабжения ими Никитского сада. Он посетил ряд городов Европы, встретился с виднейшими учёными того времени и вернулся с огромной коллекцией растений и насекомых.
Кстати, это именно он в 1846 году выдвинул идею использовать Днепр для орошения крымских земель. Правда, этот проект тогда не был оценён по достоинству.
P.S. Очень уважаемый человек, согласитесь. И вполне достоин того, чтобы в его честь назвали сладкое растение. Хотя мне более правдоподобной кажется всё-таки первая версия.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!