Известно, что задолго до образования централизованного государства славянские племена, заселявшие территорию Древней Руси, имели широкие торговые связи как со странами Западной Европы, так и с восточными государствами. Этому способствовало и то обстоятельство, что Русь находилась на перекрестке множества транзитных торговых путей, которые вели к Каспийскому, Черному и Балтийскому морями, служившим ареной оживленной торговли.
Раскопки и археологические исследования показывают, что быт славянских племен был на достаточно высоком уровне, а постройки и изделия ремесленников поражали их иноземных современников гармоничностью размеров и совершенством форм. Трудно допустить, что все это могло происходить при отсутствии более или менее совершенной системы мер. Можно предположить, что система мер Киевской Руси есть не что иное, как развитие, совершенствование наследия, полученного от предшественников.
Сведения о древнерусских мерах весьма скудны. В ранних письменных источниках – летописях, описаниях путешествий («хождениях»), «Русской Правде», княжеских грамотах и уставах порою приводятся лишь названия, из которых не всегда ясны назначение мер и из размеры. В уточнении всех этих вопросов иногда помогают более поздние письменные источники. Основные меры в обиходе Киевского государства:
верста (или поприще)=750 саженям≈1140 м;
сажень=3 локтям≈152 см;
локоть= 2 пядям≈51 см;
пядь≈18-19 см.
Верста упоминается в летописях 1097 г. Ее употребляли для измерения больших расстояний между отдельными географическим пунктами. Размер ее точно неизвестен, так как расстояние определяли приблизительно на глаз. О соотношении между верстой и саженью можно судить только на основании рукописных источников конца XV-начала XVIвв.
Самое старое упоминание сажени встречается в «Слове о зачале Киево-Печерского монастыря», приписываемом первому летописцу на Руси Нестору (1017 г.). Очевидно, среди мер длины сажень получила наибольшее распространение (применяли для измерения расстояний, в строительстве и т.д.), так как легко, хотя и не однозначно могла быть воспроизведена. Это подтверждается частыми упоминаниями ее в летописях, а также наличием мерных веревок, применяемых в строительстве, длина которых кратна сажени. Можно предположить, что в практике Древней Руси (особенно при строительстве) применяли несколько разновидностей сажени, не совпадающих по размерам: простая, или прямая (~152 см.); косая (~216 или 248 см.);~176 см., впоследствии названная маховой (определялась размахом рук человека-расстоянием между концами средних пальцев вытянутых ы стороны рук). С течением времени число разновидностей сажени еще более увеличилось, и такое положение сохранялось вплоть до XIXв.
Из мер длины, являющихся долями сажени, локоть упоминается уже в «Русской Правде», а падь описана в путешествиях паломников XII-XVIвв. Локоть (расстояние по прямой от локтя согнутой руки до конца вытянутого среднего пальца, 46-47 см.) широко применяли в торговле холстом, полотном, сукном. В конце XVв. в результате оживления торговли с Турцией появилась новая мера длины – аршин, который, однако, в течение двух последующих веков не смог полностью вытеснить из обихода привычную русскому народу меру локоть. Как и локоть, аршин является мерой антропологического характера. Первоначально его длину соотносили с длиной всей руки от плеча (~72 см.). Термин «локоть» имеет исконно русское происхождение, «аршин» - восточное. В XVIIв. аршин прочно вошел в русскую систему мер и стал применяться во всех сферах жизни. Однако локоть, вытесненный из употребления в центральных районах Московского государства, по-прежнему использовался даже в XVIIIв. как мера для измерения тканей местного изготовления на северо-западных и северных окраинах страны. Очень удобной в обиходе для измерения небольшой длины была пядь. Термины «пядь» и «локоть» часто встречаются и при описании размеров икон. Известны иконы под названием «пядница», «локотница», линейный размер которых составляет одну пядь, один локоть соответственно.
Для оценки больших расстояний продолжали применять и сугубо приближенные бытовые меры, материально не воспроизводимые: «перестрел», «вержение камня», «день пути» и т.п.
Система мер длины была значительно усовершенствована древне-русскими зодчими, которые в своем мастерстве придерживались принципа «рубить высотою, как мера и красота скажет». Гармонии и красоты строений они добивались и благодаря использованию находящихся в строго определенных связях мер длины – парных мер. Парные меры, как установил акад. Б.А. Рыбаков, были связаны между собой, как сторона и диагональ квадрата или прямоугольника. Например, простая сажень 152,7 м соответствует стороне квадрата, а косая сажень 216 см – его диагонали.
Для определения площади, размеров земельных участков в целях податного обложения пользовались условными единицами, так называемыми трудовыми, посевными, урожайными мерами: «дом» или «семья», «дым», «село», «плуг»(~8 десятин), «соха» (площадь вспашки за один световой день тремя людьми на трех лошадях), «обжа», «копна» (площадь луга, с которой скашивали сено на одну копну), «четверть» (площадь, на которой высевали четверть – меру объема ржи). Намного позже на территории Донского казачества «четверть» стала означать меру объема ~ 3 л.. Точных данных о размере этих мер и их соотношениях в письменных источниках не приведено.
Первичными мерами объема были часто употребляемые в практике сосуды и другие вместилища. По достижении некоторого единообразия объемов их стали использовать в качестве мерила количества зерна, вина и пр. Понятия о «кубических» мерах объема, как и о «квадратичных» мерах площади, связанных с мерами длины, во времена Киевской Руси еще не существовало.
Как правило, меры сыпучих и жидких тел были различными. Рожь, горох, овес и другое зерно измеряли кадями, половниками, четвертями, осьминами. При этом каждая последующая мера была вдвое меньше предыдущей. Кроме того, в «Русской Правде» упоминаются голважня, уборок и лукно (бытующее до сих пор в сельской местности «лукошко» явно восходит к древнему лукну), точный объем которых неизвестен. Вместимость голважни (головажни) и уборка как явствует из «Русской Правды», была невелика, лукно же вмещало 60 футов овса (~24,6 кг.). Кадью продолжали пользоваться м в период феодальной раздробленности Руси. В качестве мер жидких тел употребляли бочку, ведро и корчагу, точные размеры и соотношения которых неизвестны. По более поздним источникам можно предположить, что бочка содержала 10 ведер, ведро – около 24 фунтов воды (~9,8 кг.), корчага составляла -1 ведра (когда ведро вмещало 30 фунтов чистой воды). В летописях имеются указания на существование еще одной, более крупной меры для меда, вина и пр. – «провары» («вары»).
Успешное развитие ремесел, широкий размах торговли в Киевской Руси, разнообразие предметов продажи потребовали применения (изготовления) большого количества различных мер веса и мерительных приборов. Начиная с XIв. при торговле «висчими» товарами употребляли берковцы, гривенки и золотники, а в XIIIв. и более мелкие меры – почку и пирог. Из ранних письменных источников соотношение этих мер неясно. По источникам XVI-XVIIвв., берковец=10 пудам=400 гривнам (футам)=800 гривенкам; гривенка=2 полугривенкам=48 золотникам=1200 почкам=4800 пирогам.
Следовательно, берковец=163,8 кг.; пуд=16,38 кг.; гривенка=204,8 г.; золотник=4,27 г..; почка=171 мг.; пирог=43 мг..
Наиболее крупную меру веса берковец, упоминаемую в Уставной грамоте новгородского князя Всеволода Мстиславовича для купеческой общины при церкви Иоанна Предтечи на Опоках (1134-1135 гг.), а так же в новгородских и псковских летописях применяли при оптовой торговле для взвешивания воска, меда, поташа. Пуд (от латинского pondus, т.е. вес, тяжесть) в древности означал не только меру веса, но и орудие взвешивания – безмен. Из древнерусских письменных источников следует, что гривна и золотник имели хождение на Руси и как единицы веса, и как денежные единицы (меры стоимости). Гривна*, вероятно была наиболее распространенной мерой веса в розничной торговле и ремесле, ее использовали также и при взвешивании ценных металлов (золота, серебра). Взвешивание в XI-XIIвв. выполняли на различных весах: для больших грузов обычно использовали неравноплечие весы с переменной точкой опоры – безмены: для малых грузов (золота, серебра, монет) – равноплечие двухчашечные весы – скалвы. Область применения скалв с течением времени расширялась, так как они имели значительную точность и не требовали участия рук (по сравнению с безменом), что уменьшало возможность обвешивания.
Итак, на территории первого русского государства имели хождение разнообразные меры, удовлетворявшие потребностям в различных областях: ремеслах, торговле, строительстве, быту.
Однако ценность такого богатства мер была бы значительно ниже, если бы не было того, что теперь называем поверкой мер. Во времена Киевской Руси уже были образцовые меры, используемые главным образом для поверки мер в торговле, строительстве и т.д. В некотором роде образцовой мерой мог служить «золотой пояс» великого князя Святослава Ярославовича (1073-1076 гг.), о котором в одном списков «Патерика Киевского Печерского монастыря» сказано: «Се мера и основание». Там же упоминаются и деревянные (рабочие) меры, которые считались священными благодаря их соответствию «золотому поясу».
Поскольку появились меры, принятые за образец, то надлежало кому-то поручить их хранение и надзор за соответствием этим мерам применяемых на практике мер. «У древних народов эталоны линейных мер и веса хранились очень заботливо в храмах и освящались религией», пишет французский ученый А. Поктон в своей монографии по истории метрологии (1780 г.). Это высказывание подтверждено практикой метрологии на Руси, тем более что в то время христианские храмы и монастыри были не только культовыми центрами, но и центрами общественной и просветительской жизни. Часто церкви строили на площадях, где велась крупная торговля. Монастыри в военное время в большинстве своем служили крепостями и наиболее надежно укрывали многие духовные и вещественные ценности. Поэтому первыми хранителями образцовых мер и надзирателями за точностью мер были церкви и монастыри. Так, «Устав князя Владимира о десятинах, судах и людях церковных» (приблизительно XIIв.) вменяет епископам «городские и торговые всякие мерила и спуды и звесы, и ставила… блюсти без пакости, ни умалити, ни умножити, за все то ему слово в день суда великого яко же и в душах человеческих»**. Кроме того, при крупных торговых сделках за правильностью измерений и применением верных мер наблюдали выборные представители от купечества; они следили прежде всего за тем, чтобы не было прямых злоупотреблений. Однако широкое использование местных бытовых мер создавало серьезные препятствия единству мер во времена Киевской Руси. Есть некоторые основания считать, что в Киевской Руси проводили и ежегодные поверки. В «Уставе новгородского князя Всеволода о церковных судах, людях и мерилах торговых» (примерно XIIIв.) записано, что меры надлежит «… на всякий год взвешивати».
Продолжение следует…
*Слово «гривна» по мнению некоторых ученых (Н.А. Лебедева, и.Г. Спасского и др.) происходит от слова «грива», что могло означать либо конскую гриву (цену коня), либо шейное украшение.
**По акад. Е.Е. Голубинскому, мерила означают меры длины, спуды-меры объема, звесы – весы, ставила – меры веса.