Найти в Дзене
МЧС.медиа

ЖЕНСКИЕ ЛИЦА БЛОКАДЫ

80 лет назад, 27 января 1944 года, была окончательно снята блокада города на Неве.

За прошедшие десятилетия историки и исследователи по крупицам собрали и восстановили для потомков многочисленные документы, факты и статистику подвига ленинградцев. Мы знаем, сколько во время войны было создано защитных сооружений, разобрано завалов, уничтожено «зажигалок», спасено людей и вывезено умерших и погибших. Известно, что в блокадном городе сигнал «Воздушная тревога» подавался 649 раз общей продолжительностью 718 ч 20 мин.

Но то, что сейчас может показаться сухой статистикой, то, что так бережно собрано историками, чтобы показать масштаб трагедии, развернувшейся в осаждённом городе, для всех ленинградцев было жизнью. Страшной и тяжелой. Но каждый, кто защищал свой город, верил, что однажды этот кошмар закончится. И за каждым отчетом блокадных дней стояли конкретные люди, те самые бойцы противовоздушной обороны, на которых город всегда мог положиться.

В числе бойцов противовоздушной обороны практически не было мужчин. Практически все с первых дней войны ушли на фронт. И защита Ленинграда легла на хрупкие женские плечи. Полем боя для вчерашних школьниц стали площади, улицы, крыши домов. Именно они первыми сообщали о налетах фашисткой авиации, тушили вражеские «зажигалки», оказывали помощь раненым, и даже были те, кто боролся с огнем в охваченных пламенем домах.

В составе Ленинградской МПВО трудились сотни тысяч женщин. Сегодня, благодаря многочисленным мемуарам и воспоминаниям, о них известно многое. И в каждой такой истории заложена часть нашей общей правды, часть общей Победы и часть великого подвига людей, которых мы с уважением называем блокадниками.

Про каждую из судеб защитниц Ленинграда однозначно можно написать отдельную книгу или снять фильм. Но мы сегодня поделимся с вами лишь несколькими историями, каждая из которых наполнена куда большим смыслом и чувствами, которые мы сможем передать в нескольких строках.

Больше трети снарядов и бомб, которые враг сбросил на Ленинград, обрушились на Кировский район. Это объяснялось тем, что этот район был ближе остальных расположен к линии фронта. Весной и летом 1942 года в районе набрали два женских батальона МПВО – 345-й и 346-й, в каждом – по 200–500 человек. В этих батальонах были строители, саперы, медики, пожарные, минеры и взвод управления.

Была в числе этих людей и Евгения Матвеевна Бобылева. Евгении было 17 лет, и во взвод управления разведчиком она пришла добровольно.

«В первую зиму помню голод, помню, как воду доставали в подвалах. Чай пили с глицерином, потом думали, голова треснет. Голод есть голод. Мы в МПВО держались: нас подкармливали. Мы все держались… Мать с сестрой работали на заводе. В 1942-м сестра и отец, который был с нами в Ленинграде, умерли. Их просто свезли на кладбище и положили в сарай (тогда складывали умерших, словно дрова, а потом хоронили). Мы даже не знаем, где они похоронены».

А Марию Михайловну Алексеенко (в девичестве Алексеева) война застала в парке, когда она с друзьями каталась на лодке. Все её товарищи, без раздумий и сомнений, сразу направились в военкомат добровольцами: мальчишки – на фронт, а Маша с подружками Тоней Лебедевой и Женей Степановой попала в 31-ю медико-санитарную роту 346-го батальона.

«В июле – августе наш личный состав помогал в эвакуации заводов, организаций и детей в тыл. Мое боевое крещение пришлось на 10–11 сентября 1941-го: был обстрел Кировского завода, приходилось оказывать помощь раненым, и ранения были тяжелые – в живот, в голову, в ноги. После увиденного кружилась голова».

Только одна Мария Алексеенко оказала помощь более сотни раненым, а 23 человека вытащила из-под завалов. В сентябре 1943 г. в одном из очагов сильного обстрела девушка спасла 15 человек. До самого преклонного возраста Мария Михайловна возглавляла Совет ветеранов МПВО Кировского района и держала связь с сослуживицами. Но сегодня из двух батальонов в живых уже никого не осталось.

Есть и истории, которые, казалось бы, можно было бы встретить в кино или в каком-нибудь художественном произведении. Но всё это не было выдумкой какого-то автора, это было самой настоящей жизнью.

Евдокия Фёдоровна Федотова в годы блокады была старшим разведчиком 20-го батальона МПВО Выборгского района. В 1941 году, завершая обучение в школе, Дина четко себе представляла, что станет врачом. Но вместо этого 20 марта 1942 г. девушка была принята в батальон местной противовоздушной обороны.

-2

Должность Дины звучала серьезно – «старший разведчик». Делать же приходилось все: и дежурить на пунктах МПВО, и работать на средствах связи, и разбирать завалы, и патрулировать улицы. Дежурить на улицах города Дине приходилось нередко. При обстреле Ленинграда дежурные, каждый со своего места, передавали ценные сведения: где был обстрел, куда конкретно попали снаряды, есть ли жертвы, какова сила разрушений. В один из декабрьских дней 1942 года во время налета вражеской авиации Дина так же была на дежурстве. На улице было безлюдно и темно. Вдруг она заметила, как из окна лестницы второго этажа дома, напротив которого девушка пряталась от снарядов, в воздух взметнулись две ракеты. В направлении районных продовольственных складов.

Девушка инстинктивно прижалась к стене, но уже через пару минут приметила мужчину в тяжелом полушубке, который вышел из подъезда. Вспоминая о своем дальнейшем решении, она не понимала, как смогла решиться на такое. Но в тот момент сомнения не было. Она тут же побежала в сторону человека с криками: «Мужчина, мужчина! Помогите, я, кажется, ногу подвернула, идти не могу. Помогите. Мне бы только до поста дойти, я на дежурство иду».

Услышав ее, мужчина испуганно присел, и спросил: «А пост где, далеко?» «Да здесь везде посты, я местная, все тут знаю. А ближайший вон сразу за углом. Помогите же мне!». Мужчина подошел к Дине. Девушка понимала, что перед ней чужой. Но, вопреки страху, буквально повисла на сигнальщике, делая вид, что не может идти. Страх мгновенно исчез, была только одна мысль, лишь бы дойти до КПП, который действительно был рядом. Минут через пять пара уже подошла к деревянной будке дежурного по контрольно-пропускному пункту зенитчиков. И там, приложив всю свою силу, девушка отчаянно толкнула случайно встреченного человека к КПП и громко закричала: «Держите его, это враг!».

Солдат не растерялся, свалил сигнальщика на снег и вместе с подоспевшими бойцами скрутил ему руки за спину. Все дальнейшее для Дины было как в тумане: и допрос мужчины, и ее показания следователю. Уже на следующий день ее вызвал к себе командир батальона: «Молодчина, Федотова! Враг хитрым оказался, хотел, прикрывшись тобой, пройти КПП незаметно. А ты правильно, четко сработала. Представим к награде».

И её действительно наградили. В феврале 1943 года боец Федотова получила медаль «За отвагу».

Даже когда блокада была снята, девушки из числа защитниц Ленинграда продолжали хлопотать: разбирали завалы и восстанавливали город. Как воспоминала одна из них, Елена Пожарская, во время разминирования в районе деревни Кондакопшино ее подруга нашла среди найденных погибших своего мужа – она увидела его среди обломков разрушенного дома по платочку в гимнастерке…

В память о почти 900 днях блокады Ленинграда, на стене дома № 16 по Кронверкской улице Санкт-Петербурга установлена мемориальная композиция, посвященная «женщинам-бойцам Краснознаменной МПВО в годы блокады Ленинграда 1941–1945», мужественным и самоотверженным добровольцам противовоздушной обороны.

-3
-4

Статья подготовлена по материалам ведомственного журнала «Гражданская защита» №1, 2024 г.