Найти тему
Иерей Георгий Максимов

Память Первого Вселенского Собора

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали слова Господа Иисуса Христа, что «сие есть жизнь вечная, да знают Отца и Посланного Им» (Ин. 17:3). То есть жизнь вечную получить мы можем, только если знаем Бога Отца и Сына Его Иисуса Христа. И вот сегодня Церковь отмечает память отцов Первого Вселенского собора, которые утвердили познание о том, кто есть Сын Божий Иисус Христос, дабы мы могли иметь жизнь вечную. Потому что незнание или неправильное знание о Нём вратами в жизнь вечную стать никак не может.

Но прежде чем говорить о содержании принятых на Первом Вселенском соборе решений, я хотел бы отметить, что Церковь именно Вселенские соборы имеет своим высшим вероучительным авторитетом. И сегодняшнее празднование отвергает, в том числе, и ересь папистскую, когда папы Римские вообразили себя выше собора, что они будто бы как цари в Церкви, единолично принимают решения, а соборы могут иметь лишь консультативное значение. Эта же ересь возрождается ныне в Константинопольском патриархате, который стал учить о том, что он первый без равных. Но не так Господь устроил. Когда к Нему подходили некоторые апостолы, предлагая возвысить их над другими, Он сказал: «князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так» (Мф. 20:25), «все же вы - братья» (Мф. 23:8). Когда кто-то один выше других, один повелевает, а остальные просто подчиняются, то здесь огромное место для гордыни. Но когда соборно решают все вместе возникшие недоумения, тогда проявляется любовь друг к другу, смирение друг перед другом. Именно так поступали апостолы.

В Книге Деяний Апостольских четыре раза описано, что апостолы собирали собор, чтобы решить тот или иной вопрос. Никто из апостолов, включая Петра, не дерзал говорить: «я выше всех, я сказал – остальные причиняются». Нет, они собирались вместе и, как читаем Книге Деяний Апостольских, говорили: «изволилось Духу Святому и нам» (Деян. 15:28). Через соборы выражается воля Духа Святого, а не чьё-либо единоличное решение. Поэтому в Церкви, нет дня памяти всех пап римских, например, нет дня памяти и всех патриархов Константинопольских, но есть память отцов Вселенских соборов – как каждого из них по отдельности, так и всех вместе. Через это Церковь учит нас принимать волю Духа, выраженную через соборное решение собравшихся из разных стран архиереев Божиих и знать, откуда мы должны получать сведения о Боге.

И вот сегодня память Первого Вселенского собора. Этот собор осудил арианскую ересь. Был такой священник Арий, который проповедовал, что Христос это не Бог, а просто первое творение Божие – очень возвышенное, очень сильное, славное, но всё-таки часть тварного мира, а не Сам Творец. Через эту ересь Арий ниспровергал всю суть христианства, которую емко выразил один из участников Первого Вселенского собора святителя Афанасий Великий: «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом».

Эта истина приводила в недоумение многих еретиков, и именно ее всеми силами старается исказить дьявол. По своей гордыни он никогда бы не сделал того ради людей, что сделал Господь – не просто в образе человека явился, но на самом деле стал Человеком, не переставая при этом быть Богом. Сын Божий воплотился и тем самым принял человеческое естество, чтобы мы через Него могли бы прикоснуться к Богу и соединиться с Богом. Что может быть выше этого? Ничего.

И хотя многие святые и до Собора обличали Ария, тем не менее для того, чтобы эта смута была окончательно преодолена в Церкви, был создан Вселенский собор, чтобы епископы, собравшиеся из разных стран и народов, засвидетельствовали, какова с древности вера Церкви. Нелепость арианства была явлена на этом соборе, ересь была осуждена. И даже сегодняшнее евангельское чтение изобличает её, потому что Господь Иисус Христос говорит в нём: «Ты, Отец, прославил Меня славою, какую Я имел до создания мира». Если Он имел славу до создания мира, значит, Он и Сам существовал до создания мира, а значит, он не может быть частью этого созданного мира. Не было времени, когда Сына Божия не было бы.

И в другом месте Евангелия ниспровергается ересь арианская, когда Иисус сказал: «Я и Отец одно» (Ин. 10:30). В наше время есть новая вариация этой арианской ереси в виде секты свидетелей Иеговы. Они верят так же, как Арий, потому что дьявол не особенно старается придумать что-то новое, а различные ереси, уже прежде бывшие, повторяет спустя какое-то время. Однако в случае свидетелей Иеговы он смог захватить по преимуществу тех людей, которые находятся вне Православной Церкви, не защищены оградой богодухновенных решений Вселенских соборов. Мы с вами, слава Богу, защищены, поэтому будем благодарить Господа за эту ограду, за эти решения Духа Святого на Первом Вселенском соборе и твёрдо держаться веры православной, открывающей нам подлинное богопознание, открывающее то, кто есть Отец, и Кто есть посланный им Иисус Христос, - а через это открывающий нам двери в жизнь вечную.