Найти тему
Другой Моделизм

Поворот не туда по-советски: Т-64 и революция

В прошлых статьях мы побывали в СССР и США сразу после Второй Мировой и посмотрели, как эти две державы создавали самые лучшие средние танки и что у них получилось. Т-54 и М48 вобрали в себя как опыт мировой войны, так и лучшие идеи, которыми располагали их создатели. Но ничто не вечно, и едва две армии получили новые танки в ощутимых количествах, случилось неприятное. Выяснилось, что развитие противотанковых средств сделало их очень хорошую по меркам 1940-х бронезащиту неактуальной. Боеприпасы с кумулятивной боевой частью стали способны пробивать толщины, в полтора, а то и два раза превышавшие самые хорошо защищенные детали обоих танков, и с этим надо было что-то делать. Сегодня мы посмотрим, как и почему можно свернуть не туда.

Отправной точкой в создании того, что впоследствии станет Т-64, можно назвать начало 1950-х. Тогда великий и ужасный А.А. Морозов, утомившись доводить Т-54, с частью своего КБ переехал из Тагила в Харьков (не боги горшки обжигают, действительно), а в ГАБТУ начали формулировать требования на средний танк будущего. И тут военные и конструкторы нашли друг друга. Военные, впечатленные результатами воздействия реальных ядерных взрывов на боевую технику, пришли к выводу, что танк должен быть небольшим (так он будет меньше подвержен воздействию ударной волны), не иметь в ходовой части деталей с внешней обрезинкой (чтобы резина не сгорела от высокой температуры), а также заменить заряжающего неким устройством, ибо после воздействия ударной волны и радиации тягать тяжеленные длинные патроны по танку солдату будет совсем не комильфо. Естественно, машине нужна была броня, да такая, чтобы по крайней мере в лоб обеспечивать защиту от актуальных кумулятивных боеприпасов. Также танк должен был быть подвижнее предшественников, чтобы быстрее проходить зараженные зоны. А еще танк будущего не должен выходить за весовые лимиты 54-ки, чтобы не пришлось слишком сильно перевооружать подразделения МТО и инженерных войск с их тягачами и всякими мостами.

Правда, во всей этой бочке меда из единения военных, жаждущих супертанк, и коллектива А.А. Морозова, готовых этот супертанк сделать, были два... да, не ложки, а именно ведра дегтя. Это невозможность вписаться в весовые лимиты при обеспечении необходимого уровня бронезащиты и отсутствие мощного и компактного двигателя. С броней был полный швах - даже бронирование тяжелого Т-10 не обеспечивало ему защиту от кумулятивов. С двигателем не лучше: текущие V-образные дизели со своими громоздкими системами охлаждения никак не лезли в необходимые габариты.

Разрез Т-64 наглядно демонстрирует плотность компоновки
Разрез Т-64 наглядно демонстрирует плотность компоновки

Однако, на дворе был конец 1950-х, наука и техника развивались семимильными шагами, и казалось, что достаточно лишь немного поднапрячься, и завтра уже наступит технократическое будущее. Повсюду происходили поистине революционные прорывы, и соблазн отказаться от опоры на возможности промышленности и текущую агрегатную базу был очень велик. Товарищ Морозов давно грезил революционными танками и не мог не поддаться искушению делать танк будущего полностью с нуля. Тем более наука и промышленность были готовы прийти на помощь.

НИИ Стали предложил отказаться от гомогенной брони и заменить монолитную ВЛД на двухслойную. Верхний лист оставался стальным, а нижний был алюминиевым. Изменение твердости материала позволяло добиться "растекания" кумулятивной струи в мягком алюминии. Позднее, для повышения стойкости преграды с тыльной стороны добавили еще один лист стали, однако выигрыш был налицо - при кратном повышении стойкости к кумулятивам масса всей детали была сопоставима со 100 мм гомогенной ВЛД 54-ки.

Нашелся выход и с двигателем: конструктор авиационных двигателей Алексей Чаромский предложил экзотическую, но казавшуюся очень перспективной конструкцию двухвального двухтактного пятицилиндрового дизеля со встречным ходом поршней в горизонтальной плоскости. При компактности и малом весе перспективный двигатель выдавал какую-то невероятную удельную мощность. Самое то для революционного танка. Минусы? Стоп, какие минусы?

Жесткие условия выживания в ядерном взрыве вместе с не менее жесткими весовыми лимитами продиктовали и крайне специфическую конструкцию ходовой части. Узкие катки со стальными ободами и внутренней амортизацией, длинные рычаги балансиров, соосные полуторсионы и траки с параллельным шарниром с облегчающими отверстиями обеспечили существенную экономию массы и необходимую для Третьей Мировой живучесть.

Справились и с заменой, точнее, отменой заряжающего. Изрядно помучившись, харьковчане вроде бы победили и то, что мы теперь знаем под названием "механизм заряжания кабинного типа". Не без помощи профильного института - ВНИИТМ - МЗ таки довели до работоспособного состояния.

Ходовая часть объекта 432 и тот самый полуторсион
Ходовая часть объекта 432 и тот самый полуторсион

В общем, в 1961-м на полигоны вышел поистине революционный танк с мощной 115 мм пушкой, механизмом заряжания, легкой ажурной ходовой частью, мощным компактным дизелем и лучшей в мире, новейшей комбинированной броней. Военные, представители промышленности, члены правительства, партийные лидеры - все замерли в ожидании триумфа. Чтобы всякие лишние не путались под ногами, ленинградскому и тагильскому КБ запретили заниматься перспективными разработками, ведь скоро им придется осваивать новейший объект 432 на своих заводах. Казалось бы, что могло пойти не так? О каком повороте не туда, автор, ты пишешь? И именно тогда не так пошло буквально все, потому что поворот был реально неудачный.

Во-первых, хитроумный дизель никак не хотел нормально работать. Его ресурс поначалу не превышал 100 часов, и лишь к 1963 году, т.е. через 6 лет после создания первого прототипа, 5ТДФ на стенде стал выдавать стабильные 300 моточасов и 700 лошадиных сил. Но только на стенде: на танке он стабильно перегревался, жрал как не в себя масло, солярку и клинил. Эжекционная система охлаждения оказалась малоэффективна и требовала доводки.

Во-вторых, чтобы не было скучно, при движении по пересеченной местности на больших скоростях начала "лететь" ходовая часть. Ломались такие изящные на чертежах полуторсионы - из-за малой длины нагрузки на полуторсион оказались выше, чем на торсион полной длины. В особо печальных случаях выбивало кронштейн торсиона вместе с куском днища. Ломались и траки - на неровностях их перекашивало в поперечной оси относительно направления движения, а узкие катки не могли помешать изгибу гусеницы. Как следствие, выламывались гребни траков, и гусеница слетала.

В-третьих, жесткость корпуса из-за облегчений всего и вся оказалась недостаточна, и механизм заряжания, закрепленный на днище, постоянно перекашивало, что никак не способствовало его нормальной работе.

Ходовой макет для отработки ходовой части объекта 432
Ходовой макет для отработки ходовой части объекта 432

Но все это были цветочки, вишенкой на торте оказались производственные сложности. Литье башен с алюминиевым наполнителем оказалось очень сложным и давало постоянный брак. Штамповка бортов корпуса с выштамповками под МЗ тоже оказалась крепким орешком. Буквально каждый узел будущего Т-64 создавал массу проблем, так как требовал выстраивания техпроцессов с нуля, изобретения пригодных для массового производства технологий, а также доводки и доработки, чтобы достичь приемлемой работоспособности. В общем, в 1963 году объект 432 госиспытания успешно провалил, однако ожидания были настолько завышены, что посмотреть правде в глаза никто не пожелал. Казалось, что нужно лишь исправить недостатки, а лучшее для этого средство - серийное производство и войсковая эксплуатация.

Объекты 432 покидали ворота Завода им. Малышева в Харькове десятками, отправлялись на опытную эксплуатацию в войска, ломались, возвращались на завод, ремонтировались, дорабатывались, снова уходили в войска, опять ломались, и так до бесконечности. Танк начали выпускать малыми партиями в 1964 году, передавая в расположенные поблизости танковые части - чтобы заводским бригадам далеко не ездить. В 1966-м многократно доработанный, но так и не доведенный до боеспособности объект 432 для сохранения лица приняли на вооружение как Т-64. А в 1968-м его же после выпуска 1192 машин тихо и незаметно сняли с производства, чтобы в следующем году начать списывать непригодные к службе машины.

Объект 432 на испытаниях, нарезка кадров кинохроники. Гоняли танки очень серьезно
Объект 432 на испытаниях, нарезка кадров кинохроники. Гоняли танки очень серьезно

Если вы думаете, что на этом эпопея завершилась, то нет. Появление 125-мм пушки форсировало работы по созданию следующей версии Т-64 - объекта 434, будущего Т-64А, который, естественно, страдал теми же недостатками, что и предшественник. В 1967-м сырую машину с ненадежным двигателем и слабой ходовой запустили в серию в Харькове, продолжая упорные попытки победить упрямый танк. На 434-е изделие работал весь Советский Союз, денно и нощно отраслевые НИИ искали пути решения многочисленных проблем. В 1969-м Т-64А наконец приняли на вооружение, но эта формальность не сильно повлияла на ситуацию. Перспектив для перехода Советской Армии на новый танк все равно не было: двигатель 5ТДФ выпускать могли только в Харькове, он все также перегревался и не выдавал нужный ресурс, а сложность его конструкции не позволяла даже создать нужный ремонтный фонд. Руководство Вооруженных Сил и страны начало что-то подозревать, поручив Ленинградскому и Тагильскому КБ проработать альтернативные варианты силовых установок для массового варианта Т-64А. Так получились Т-72 и Т-80, со временем поставившие жирную точку в развитии Т-64.

Что же вышло в сухом остатке? С одной стороны, А. А. Морозов оказался в сложной ситуации: жесткие и жесточайшие требования к революционному танку вынудили его и его коллектив идти на радикальные меры и принимать спорные решения. С другой стороны, за почти 15 лет разработки и доводки объектов 432 и 434 харьковские конструкторы не предложили никаких альтернативных решений взамен очевидно проблемных или неудачных. Украинское лобби в высших эшелонах советской власти успешно подавляло все попытки создания альтернативных 64-ке машин другими КБ, пока не стало очевидно, что производство нового танка откровенно буксует. Танк, созданный в отрыве от наличной производственной и агрегатной базы потребовал многих лет для доведения конструкции до боеспособного и пригодного к массовому производству состояния, слабая ходовая часть ограничила возможности модернизации, а двигатель 5ТДФ так никогда и не сравнялся по надежности с V-дизелями.

Не будет неправдой признать и неоднозначность влияния конструкции Т-64 на все советское танкостроение. Создатели и Т-72, и Т-80 были вынуждены отталкиваться от переобжатой сверхплотной компоновки 64-ки, породив проблему нехватки внутреннего объема современных российских танков. Нехватка объема сокращает модернизационный потенциал, что особенно критично при модернизации боеприпасов. А попытки заменить 64-ку в войсках создали пресловутую разнотипицу: СССР стал единственной страной с тремя основными танками на вооружении одновременно. Стоит ли удивляться, что после подобного опыта МО РФ не торопится с массовым выпуском "Арматы"?

Все ли было так плохо? Конечно, нет. Т-64 стал отправной точкой для создания массы технологий, модернизации предприятий, существенного скачка в материаловедении, разработке различных масел, присадок и других компонентов. Как экспериментальная машина, носитель технологий Т-64 был просто необходим. В конце концов, Т-64 стал первым в мире основным танком, сочетав в себе огневую мощь и бронезащиту тяжелых и подвижность средних танков. Но стоил ли этот технологический скачок таких материальных затрат, такого напряжения промышленности, намеренного подавления альтернативных разработок, выпуска сотен сырых, ненадежных, небоеспособных машин? Ответ - нет. Гибкий подход, допуск других коллективов к созданию перспективного танка помог бы найти оптимальный баланс между прорывными технологиями, пригодностью к массовому производству и войсковой эксплуатации. Но история сослагательного наклонения не терпит.

В следующий раз мы подумаем, куда в те же годы сворачивало американское танкостроение и почему оно тоже умудрилось повернуть не туда. Не переключайтесь!