Питается ли нерпа омулем? С кем постоянно путают эпишуру? Можно ли в Байкале добывать нефть? Гидробиолог и преподаватель ИГУ Алина Стом разбирает главные мифы о самом глубоком озере мира.
«"Первый Байкальский" и Иркутский государственный университет запустили серию научно-популярных материалов об озере Байкал. Мы решили спросить у авторитетных ученых, которые готовят исследователей Байкала, можно ли пить воду из озера, правда ли, что нерпа умеет замораживать беременность, откуда берутся пузырьки на льду Байкала и многое другое. Спецпроект открывает интервью с Алиной Дэвардовной Стом – гидробиологом, потомственным ученым, кандидатом биологических наук. Более 10 лет она преподает байкаловедение, имеет опыт подводных погружений и, кажется, знает о Байкале все», – рассказывает Яна Шутова, главный редактор «Первого Байкальского».
В сегодняшней статье мы разберемся с тем, что за существо "эпишура", как оно выглядит и что она делает для озера Байкал.
Эпишура похожа на креветку
Если вбить в поисковике «эпишура байкальская», то в 90% случаев интернет выдаст вам изображение желто-оранжевого рачка, похожего на креветку. Рачок несомненно красивый, но не имеет никакого отношения к эпишуре.
– Организм, представленный на фотографиях в интернете, – это гаммарус. А вот здесь, – показывает Алина Стом пробирку с мутной водой, – сотни тысяч эпишур.
Эпишура байкальская (Epishura baikalensis) – это основной представитель зоопланктона, то есть организмов, парящих в толще воды. Эпишура настолько маленькая (до 1,5 мм), что ее скопление в воде выглядит, как светлый осадок. Тем не менее, каждый такой рачок за сутки пропускает через себя до 250 мл воды – целый стакан! Именно благодаря этому природному «фильтру» вода в Байкале бывает прозрачной до 40 метров.
– Когда изначально говорили, что эпишура является главным очистителем Байкала, никто не имел в виду сточные воды, нефть и другие загрязнения – речь шла о том, что эпишура поглощает водоросли, находящиеся в толще воды, и тем самым позволяет Байкалу быть прозрачным. Если эпишура не будет съедать эти водоросли, вода в озере всегда будет мутная,– объясняет Алина Стом.
ПО РАЗНЫМ ОЦЕНКАМ, ЭПИШУРА СОСТАВЛЯЕТ ОТ 70 ДО 98% ВСЕГО ЗООПЛАНКТОНА БАЙКАЛА.
– Эпишура живет в глубинных слоях. Гидронавты, которые погружались в Байкал в 2008-2010 годах на глубоководных обитаемых аппаратах «Мир», так описывали происходящее: при погружении на самую глубокую точку озера эхолоты дважды отбивали ложное дно на глубине 400 и 1000 метров – из-за отражения от плотного скопления слоев эпишуры! То есть в толще воды ее колоссально много.
А вот рачок, с которым почему-то путают эпишуру, – это акантогаммарус, еще один эндемик Байкала. Он относится к амфиподам, у таких организмов 13 пар ног и каждая
Алина Дэвардовна Стом выросла в семье ученых-байкаловедов. Ее отец – доктор биологических наук, профессор Дэвард Иосифович Стом. Он возглавляет Лабораторию водной токсикологии ИГУ, имеет преподавательский стаж более 55 лет и является сотрудником Байкальского музея СО РАН. Мама Алла Эдуардовна Балаян – увлеченный гидробиолог, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Лаборатории водной токсикологии ИГУ.
По материалам интеллектуального лайфстайл-проекта «Первый Байкальский».
Управление информационной политики ИГУ.