Орест Кипренский – русский портретист, график и живописец, первым прославивший «русское имя» в странах Европы. Именно он - автор самого известного изображения «светила русской поэзии» - Александра Пушкина. И именно этот мастер вошел в число русских художников, получивших признание как на родине, так и за рубежом, что, как ни странно, бывает не так уж часто.
Орест Адамович - основоположник романтического портрета XIX-го века. Его кисть – задолго до фильтров, программ и приложений в телефонах (как и до самих телефонов) словно преображала героев его портретов. Выявляя наиболее значимые, чистые, достойные черты. Неудивительно, что он стал любимцем русских аристократов, его работы мечтали заполучить самые высокопоставленные люди страны. Кипренский создал образ светила русской поэзии Александра Пушкина таким, каким его представляют следующие поколения. Да и за рубежом он известен. Ведь именно в Италии ему дали прозвище в честь голландского коллеги 16-17вв. - мастера портретов, религиозных и аллегорических сцен, Антониса Ван Дейка.
Итак, Орест Адамович Кипренский родился 13 марта 1782 года в Нежинском - это поместье рядом с Петербургом. Официально мальчик значился сыном крепостных Адама Швальбе и Анны Гавриловой, но по факту являлся внебрачным ребенком хозяина поместья Алексея Дьяконова.
Да, обстоятельства рождения мальчика были далеки от благочинных. Но к подлинным чувствам родителя к сыну это никак не относилось. Законных детей у барина не было, так что вся его забота была обращена на маленького Ореста. Который с самого нежного возраста проявлял интерес и способности к изобразительному искусству. Получив по достижении шести лет вольную грамоту, мальчик обучался в воспитательном училище на базе Академии художеств. Окончив училище в 1797, юноша стал ее студентом.
Талантливый ученик быстро обнаружил особенный интерес к жанру портрета. В качестве портретиста он неоднократно удостаивался наград Академии – серебряных и золотых медалей. Через год на традиционной академической выставке студент представил портрет своего отчима. Адама Швальбе молодой человек изобразил в белом шейном платке, сделав акцент на его лице, а фигуру и одежду мужчины он как бы погрузил в тень.
Спустя год Орест Кипренский принял участие в борьбе за Большую золотую медаль. Для этого конкурса он подготовил историческую картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле».
Работа была признана лучшей, в качестве приза предполагалась поездка в Италию, но отправиться в путешествие художник не смог из-за Наполеоновских войн. В то же самое время в Санкт-Петербурге полным ходом шло строительство Казанского собора, который по плану архитекторов должны были украсить живописные росписи и скульптуры. Для их создания пригласили самых талантливых учеников Академии, в том числе и Кипренского. К 1809 году Орест закончил работу над «Богоматерью с младенцем», ставшей одним из немногих иконописных работ автора.
Русскому сознанию, менталитету создавать портрет – отображение отдельно взятой личности, возможность запечатлеть образ конкретного человека - поначалу казалось чем-то тщеславным, бренным. То ли дело – воплотить в искусстве лик святого, отобразить величие государя, воеводы, составившего славу родной земли…В общем, портретная живопись на Руси, конечно, была – еще в эпоху Средневековья, но ограничивалась в основном писанием икон. Первые портреты конкретных людей стали появляться лишь в XVII веке, и, что понятно, отображали как раз-таки оставивших в истории след наших соотечественников. Цари, члены их семей, приближенные, полководцы. К XVIII веку портрет полюбили и купцы, и другие сословия, сделав жанр по-настоящему модным.
Кипренский, оттачивая мастерство и психологизм подхода к созданию портретов, становился все более востребованным мастером. Он буквально едва успевал выполнять заказы. К нему обращались самые богатые люди города. Прославило же Кипренского-портретиста изображение Александра Челищева, позже ставшего героем войны 1812 года. На полотне 1809 года изображен юноша с выразительными, глубокими глазами и трогательным румянцем на щеках.
Среди его работ - портрет покровителя Федора Ростопчина и его жены Екатерины, гусара Дениса Давыдова и членов его семьи.
Он стал так популярен, что весной 1816 года смог наконец воплотить свою давнюю мечту - совершить поездку по Европе. И помогла ему в этом сама императрица Елизавета наслышанная о талантах художника.
В художественных галереях Рима русский живописец воочию увидел полотна знаменитых авторов античного периода и эпохи Возрождения. Картины гениев прошлых веков вдохновили его на создание нескольких исторических полотен и портретов. К уже авторитетному и прославленному Кипренскому обратились представители Флорентийской академии с просьбой написать для галереи Уффици автопортрет. До Ореста Кипренского ни один из русских мастеров такой чести не удостаивался.
Пребывая за границей, творец создал картину «Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке», известную также под названием «Портрет Мариуччи».
Натурщицей для этой работы выступила девочка по имени Мария Фалькуччи, чья семья была очень небогатой. Впоследствии художник стал ее фактическим опекуном.
Во время нахождения в Италии художник попал в неприятную ситуацию, последствия которой сказались на всей его оставшейся жизни. В мастерской живописца обнаружили труп натурщицы, и для Ореста дело могло закончиться тюрьмой. Убили ее при странных обстоятельствах: девушку кто-то завернул в холст, облил скипидаром и поджег, и бедняжка сгорела заживо. Через несколько дней от неизвестной болезни умер слуга Кипренского — молодой и дерзкий итальянец.
Орест утверждал, что именно юноша убил натурщицу за то, что она заразила его сифилисом. Поползли слухи, что девушку убил сам художник. Однако ни следствие, ни окружающие в причастность Кипренского к убийству не верили, официальных обвинений ему никто не выдвигал. Настоящего преступника удалось поймать, но репутация художника уже была безнадежно испорчена.
В 1822 году ему все же пришлось вернуться в Россию, но перед этим он успел позаботиться о своей подопечной Марии, определив ее в пансион. По пути из Италии живописец посетил Париж и Мариенбад, где встретил немецкого философа Иоганна Гёте и создал его карандашное изображение.
На родину Орест прибыл в 1823 году. Академия художеств встретила своего выходца прохладно: уж слишком долгим было его отсутствие. Заметно поостыла и публика, некогда боготворившая гениального портретиста. Авскоре в Россию просочились и слухи об итальянском происшествии, связанном с убитой натурщицей. Кипренского стали избегать, игнорировали многие знатные дома, Академия отказала в официальной должности, заказы становились все более редкими. Оставалось лишь несколько поклонников мастера, которые не отвернулись от него и оказали посильную помощь. Одним из таких людей стал граф Дмитрий Шереметев, предложивший живописцу поработать в его доме. Влиятельный ценитель искусства поселил художника в своем дворце на Фонтанке, где оборудовал для него удобную мастерскую.
Впрочем, со временем об убийстве натурщицы судачить перестали, Орест вновь начал получать заказы. Героем произведения художника стал Александр Пушкин. Светило русской поэзии не любил позировать портретистам, но, поддавшись на уговоры Антона Дельвига, согласился. Результатом этого труда стал образ поэта, который чаще всего возникает в воображении потомков. Портрет Пушкина автор писал в доме все того же графа Шереметева.
Картина вызвала всеобщее одобрение, причем люди увидели на ней совершенно разного стихотворца. Одним Александр Сергеевич казался ироничным и умиротворенным, другие видели его грустным и задумчивым. Именно этой цели добивался создатель, когда начинал работу над шедевром.
В 1828-м Кипренский принял решение поселиться в любимой Италии и перебрался в Неаполь. Здесь родились его знаменитые произведения «Портрет Ф.А. Голицына», «Читатели газет в Неаполе», «Неаполитанские мальчики».
В Италии Орест нашел свою подопечную Марию Фалькуччи, которая к тому моменту повзрослела и стала настоящей красавицей. Кипренский и его бывшая натурщица всегда испытывали друг к другу теплые чувства, и теперь они переросли в настоящую любовь. Чтобы жениться на возлюбленной, художник принял католическую веру. К сожалению, их счастливая личная жизнь продолжалась не долго: через три месяца после бракосочетания художник получил сильнейшее воспаление легких, от которого скончался 17 октября 1836 года. Похоронен в Риме.