Московская станция метро «Площадь Революции» примечательна тем, что ее вестибюль похож на подземный музей скульптур.
Автором скульптурного комплекса станции метро «Площадь Революции» является известный советский скульптор Матвей Генрихович Манизер (1891 -1966) - невероятно талантливый мастер. Он же стал настоящим синонимом "Площади Революции", потому что очень трудно найти в Отечественной истории искусства подобный пример творческой интенсивности, которую продемонстрировал М. Манизер на этой станции.
Матвей Манизер – петербуржец, представитель целой художественной династии, слыл мастером очень сложных и динамичных ракурсов, демонстрирующих профессиональное знание анатомии.
Он создавал не только одиночные скульптуры, но и целые многофигурные композиции.
Метрополитен в период создания станции "Площадь Революции" – а это эра И. Сталина и преобладания стиля "соцреализм" - используется как площадка диалога с массами языком искусства. Скульптура здесь начинает приобретать сакральный смысл: лучшие ваятели трудятся над скульптурами, которые устанавливают в вестибюлях, в торцах перонных залов, будто это алтари.
Первой станцией Московского Метрополитена, ключевую роль в облике которой играет скульптурное убранство, становится, конечно же, "Площадь Революции".
Был объявлен конкурс на строительство и оформление станции рядом с Красной площадью. В результате в конкурсе побеждает проект другого архитектора (не менее талантливого и известного) - Алексея Душкина (правда проект претерпел кое-какие изменения).
Изначально А. Душкин планировал в углах архивольтов 18 полуциркульных арок разместить бронзовые барельефы, а не скульптуры на тему Революций в разных странах.
Но руководство Метростроя эту идею не поддержало и решило пригласить к проектированию ленинградского скульптора Матвея Манизера, который, в свою очередь, предложил разместить на станции объемные фигуры.
А. Душкин был, конечно же, очень недоволен: «Я не мог больше влиять на ваятелей и на начальников и морально проиграл, но все же был обязан дорабатывать архитектуру станции».
Конечно же, такое решение руководства критиковал не только сам архитектор, но и другие его коллеги, среди которых был и Самуил Кравец: «Вместо принципиальной, сильной, насыщенной изобразительными средствами архитектуры он создал, собственно, оформление скульптурной галереи образов великой революции».
А вот И. Сталину идея нравилась: на открытии генсек ходил вокруг скульптур и приговаривал: «Как живые. Как живые». А. Душкин отметил, что именно с грузинским акцентом!
Как итог: здесь, на станции, размещены 76 бронзовых фигур, изображающих архетипы советских людей: от пионеров и студентов до пограничника с парашютистом.
Скульптуры иллюстрируют 20 лет Советской власти и расставлены в хронологическом порядке – от революционного 1917 до мирного 1937 года: от крестьянина в лаптях, матроса с наганом, рабочего с гранатой до птичницы с петухом, хлебороба-механизатора и студентки с книгой. Всего 20 образов, которые повторены в 4 одинаковых статуях, и 2 образа повторены только дважды. Фигуры были выполнены в ленинградской мастерской художественного литья коллективом скульпторов под руководством самого скульптора.
В принципе в какой-либо дополнительной декорации пилоны уже не нуждались, разве что вентиляционные решётки украсились картушами. Проходы между ними архитектор обвёл сочным бордовым контуром мрамора Шроша, цоколь подчеркнул «давалу», чёрным с золотыми прожилками. На белом отштукатуренном своде переплетенными нервюрами нанесён легкий узор и повешены два ряда люстр-«тарелок» молочного стекла.
Говоря об А. Душкине, стоит отметить, что он всегда превращал свет в нечто самостоятельное (станция Кропоткинская, Маяковская, Автозаводская, Новослободская). Для данной станции он тоже придумал интересную концепцию света: пассажира-зрителя должен был ждать сюрприз – прожектор с лучами, рисующий ромбы на сводах зала. Но концепция оформления уже изменилась – весь акцент, в том числе и подсветка, пошли на скульптуры. Поэтому нам остается только догадываться, как интересно и иначе могла бы выглядеть эта станция метро.
Как было указано выше, для отливки 80 скульптур М. Манизер привлёк коллектив молодых скульпторов ленинградской мастерской художественного литья. Тут важно отметить – может вы заметили – установлено 76 скульптур, а отливали 80. Почему? Дело в том, что изначально было действительно 80 скульптур, но позже в 1947 году было необходимо установить на станции гермодверь: станцию пришлось потеснить, а 4 статуи (по 2 с каждой стороны зала) убрать.
Работа над станцией шла в авральном режиме: сначала на станции устанавливали гипсовые копии, позже по мере отливки и готовности бронзовых, их заменяли на оригиналы.
- Интересный факт: из-за ограниченности пространства, все фигуры изображены либо сидящими, либо опускающимися на колени. Современники, разглядев условность поз бронзовых изваяний, шутили, что по ночам манизеровские фигуры вылезают из ниш и сладко потягиваются. А в советские времена существовала шутка по этому поводу: "советский народ либо стоит на коленях, либо сидит». Стоят в нишах только дети-пионеры.
Станция была открыта в 1938 году и имеет статус "Выявленный объект культурного наследия".
О том, кто стал прототипом скульптур и какие магические свойства приписывают этим изваяниям, вы сможете узнать из части 2 и 3 Истории о станции метро "Площадь Революции"