В заключительной статье о путешествии по "Золотому кольцу" в 2019 году я расскажу о тех достопримечательностях ярославской земли, которые не попали в предыдущую статью. Маршрут моих школьников-краеведов был Ярославль-Углич-Мышкин-Кострома-Ростов-Карабиха. Мы приехали в Ярославль, ночевали, возвращаясь после путешествий по городам обратно в Ярославль. Поэтому за три дня мы каждый день какую-либо достопримечательность всё таки видели.
В Ярославле большое множество храмов, построенных ярославскими мастерами. Я поделюсь с вами своими впечатления от Ярославля и Карабихи (усадьбы Некрасовых).
Хочу рассказать об одном храме, чудесным образом уцелевшим и восстанов-ленным — храм Зосимы и Савватия Соловецких. Кирпичное здание церкви возведено на месте деревянной в конце XVII века. Посвящение храма – во имя основателей Соловецкого монастыря. Соловецкие монахи были возмущены преобразованиями, изменением обрядов, отказом от древних книг. Храм, увековечивший их имена – своего рода знак поддержки. Савватий положил начало монашеской жизни на Соловецком острове, Зосима наряду с преподобным Германом был основателем Соловецкого мужского монастыря.
Данная церковь основана в 1652 году как зимняя церковь Тверицкого прихода. Кирпичное здание, взамен деревянного, сооружено в 1689—1693 годах на средства купца Ивана Ивановича Кемского. Он на свои деньги повелел выстроить два храма на противоположных берегах Волги — во имя святых преподобных Зосимы и Савватия и Вознесенско-Благовещенский, которые должны были как маяки соединять переправу через Волгу. Каждый путешественник считал своим долгом зайти в храм. Известно, что храм посещали государь император Николай I в своей поездке в Кострому и поэт М.Ю.Лермонтов. А в 1771 году на средства прихожан рядом с храмом была построена еще одна каменная летняя церковь во имя Живоначальной Троицы с двумя приделами – Ильи Пророка и Николая Чудотворца.
В 1930-х годах, когда шло тотальное наступление на Русскую Православную Церковь, большой храмовый комплекс закрыли, затем Троицкую церковь варварски разрушили до основания. Церковь Зосимы и Савватия чудом уцелела, хотя и пострадала от рук вандалов. Здесь были различные мастерские, затем прачечная, и, в конечном итоге, к 1980-м годам храм остался в запустении и был превращен в развалины. В 1998 году Ярославской епархии были переданы руины церкви святых преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев — единственного храма в епархии, посвященного святым Крайнего Севера.
В 2002 году рядом с храмом была обустроена и освящена одноименная часовня во имя преподобных Зосимы и Савватия. В конце 2008 года начались реставрационные работы храма. Его поднимали буквально из руин. Тогда руины очень отдаленно напоминали церковь, а звонница была разрушена до основания. Были выполнены основные работы по укреплению фундамента, сводов, обновлена кровля, восстановлена колокольня, установлены купола. Среди многих ярославских колоколен она выделяется необычным архитектурным решением — широкий восьмерик, над ним аркады и ещё один восьмерик поменьше, который венчает небольшой шатёр. Однако на этом ремонтно-реставрационные работы не завершены. Усиленными темпами ведется внутренняя отделка храма, работы по подведению необходимых коммуникаций — стационарного газового отопления и электроэнергии.
24 апреля 2011 года, в День Светлого Христова Воскресения, на Пасху Христову, состоялась первая служба в храме. С этого времени в нём богослужения стали совершаться регулярно. По благословению Митрополита Ярославского и Ростовского Пантелеимона в 2012 году церкви Зосимы и Савватия придан статус Регионального Морского Храма. Ярославское отделение Всероссийского движения поддержки военно-морского флота около храма Соловецких чудотворцев решило построить Мемориал погибшим морякам-Ярославцам и увековечить память св.прав. Феодора Ушакова большой ростовой иконой на этом мемориале. Лично я впервые узнала про то, что адмирала Ушакова канонизировали, и впервые увидела большую мозаичную икону на стене колокольни с изображением Ф.Ушакова. Именно поэтому мне и понравился этот храм, он меня удивил.
Рядом на аллее Мемориала погибшим морякам установлен Памятный камень в честь ушедших добровольцами на фронт ярославских мальчишек. На камне две кованые железные розы и бронзовая бескозырка. Вдоль аллеи шесть информационных стендов. На трех из них списки мальчишек — уроженцев Ярославской области трех военных призывов. Рядом можно увидеть подводную лодку типа М («Малютка»), которая была спущена на воду по одним данным в сентябре, по другим в октябре 1942 года, а деньги на её постройку были собраны ярославской молодежью, в первую очередь комсомольцами. Под обозначением М-104 она вошла в состав Северного флота в феврале 1943 года. Совершив шесть боевых походов, лодка была перебазирована на Черное море, после войны использовалась на Каспийском в качестве учебной базы.
Пройдя по аллее Волжского бульвара мы вышли на одну из центральных улиц. Здесь перед нами замечательный скульптурный монумент Николаю Алексеевичу Некрасову, который уже давно стал визитной карточкой Ярославля. Этот памятник был установлен 1958 году, автором его является известный московский скульптор Георгий Иванович Мотовилов, архитектор — Леонид Михайлович Поляков. Если внимательно посмотреть на этот памятник, то мы найдём общие черты с картиной И.Н. Крамского — также скрещенные руки, поворот головы немного вправо, и на нашем памятнике Некрасову как бы всматривается в родные ему заволжские дали.
Памятник установлен не случайно на этом месте, дело в том, что в 1902 году, когда отмечали 25 лет со дня кончины поэта, часть Казанского бульвара от Семёновской площади до Волги переименовали в Некрасовский бульвар и предполагали именно здесь установить памятник, более того— изготовили его, он сейчас находится в музее «Карабиха». Но позднее, уже в советские годы установили вот этот замечательный памятник.
Приехав в Ярославль нужно обязательно посетить усадьбу Некрасовых "Карабиха". Усадьба в 15 км от города. Эти места знамениты тем, что здесь жил известный русский поэт Николай Алексеевич Некрасов. Но, не только он прославил эту местность. До середины XIX века усадьба и земли принадлежали членам княжеского рода Голицыных. Сегодня это единственный уцелевший особняк в Ярославской области, являющийся образцом дворцовой архитектуры 2-й половины XVIII — начала XX вв.
Решение построить усадьбу под Ярославлем пришло Николаю Сергеевичу Голицыну в 40-х годах XVIII века. Дом был построен на Карабитовой горе и назван «Карабихой». Впоследствии это название перешло и деревне.
До начала XIX века «Карабихой» владел сын Н.С.Голицына — Михаил Николаевич, при жизни хозяин перестраивал усадьбу и сегодня мы видим её практически в том же виде. После смерти Михаила Николаевича владения перешли его сыну Валериану, однако он не занимался «Карабихой», в связи с чем она пришла в запустение и была продана в 1859 году.
Николай Алексеевич Некрасов купил дом и прилегающую территорию в 1861 году. Здесь он жил со своим братом Фёдором и занимался творчеством до 1875 года. В этом доме он написал свои знаменитые произведения— «Дедушка Мазай и зайцы», «Мороз, Красный нос», «Орина, мать солдатская», несколько глав поэмы «Кому на Руси жить хорошо» и другие произведения.
После революции «Карабиху» национализировали, какое-то время здесь размещался совхоз. Восстановление усадьбы началось лишь в 1946 году, после реставрации здания в нём разместился мемориальный музей поэта. Статус государственного музея-заповедника «Карабиха» получила в 1988 году, позднее в него включили филиалы в селах Аббакумцево и Грешнево.
Сегодня в архитектурный ансамбль, кроме барского дома, входят следующие объекты: флигели и парадный двор; фруктовый сад, кузница, конюшня и другие хозяйственные постройки; Верхний и Нижний парки; Верхний и нижний Большие пруды; Ручей-каскад «Гремиха».
Фонды музея хранят память не только о творчестве Некрасова, значительную часть коллекции составляют предметы и документы, связанные с родом Голицыных (личные вещи, портреты). Отдельное место в экспозиции занимает коллекция по литературной жизни Ярославского края.
Для Николая Некрасова эта усадьба была как охотничий домик. Он прогуливался по лесам с собаками, любовался простором и дикой природой.
Возвращаясь в Ярославль, мы впечатлённые усадьбой Некрасова, пошли в один из первых частных музеев «Музыка и время». Располагается в небольшом особняке на набережной Волги. В музее представлены часы, музыкальные инструменты, колокола и колокольчики, утюги, самовары, музыкальные шкатулки, патефоны, старинные пластинки. Также в музейный комплекс входит музей фарфора, а также музей каслинского литья и самоваров. Имеется органный зал, в котором регулярно проводятся концерты, в том числе, на старинных музыкальных инструментах.
Создатель и директор музея — актёр-фокусник и коллекционер Джон Мостославский. После смерти Джона Григорьевича музеем руководят его сыновья. Музей открылся в ноябре 1993 года и считается первым частным музеем постсоветской России.
Для того чтобы оценить масштаб вклада Джона Мостославского в культуру России, нужно представить себе то время, когда он только вынашивал в душе идею частного музея. Самое начало 1990-х годов. В законодательстве ещё нет понятия купли-продажи. Только-только начинают появляться частные банки и рестораны. И вдруг среди этих коммерческих предприятий такое новшество: частный музей. Когда Джон пришёл в Горком КПСС с просьбой разрешить открыть музей, чиновники сразу попросили его принести справку о состоянии психического здоровья. Оформить музей как частный в то время было невозможно, поэтому поначалу «Музыка и время» был филиалом Ярославского музея-заповедника. Юридическую самостоятельность он обрел уже во второй половине 1990-х годов. Девиз Мостославского: "Пусть будет столько музеев, сколько ларьков. Потому что, когда человек ходит в музеи, он становится лучше. А если не будет культуры, не будет и нации".
Когда мы вышли на набережную Волги, мы прогулялись до смотровой площадки, которая находиться в Ротонде (как и в Ростове, Мышкине, Костроме).
Волжская набережная – самое красивое и притягательное место в Ярославле. Её создание началось ещё в 1820-х годах после визита в Ярославль в 1823 г. Александра I. Император был поражён неприглядным состоянием берега Волги. По ходатайству губернатора А.М.Безобразова для укрепления размываемых весенними разливами берегов рек Волги и Которосли из казны выделили средства на укрепление набережной. Работы велись с 1825 года по проекту инженера Гермеса и продолжались 10 лет. Берег укрепили огромным количеством бутового камня, земли и мха. Торговые суда, приходившие в Ярославль, были обязаны бесплатно поставлять бутовый камень по 4 кубометра каждое. Всего в Ярославль доставили 17,5 тысяч кубометров камня, которым выложили берег. При губернаторе Ярославля К.М.Полторацком было завершено укрепление берега камнем и установлена декоративная чугунная решетка, сохранившаяся до настоящего времени.
В 1840-х годах у Мякушкинского спуска, недалеко от резиденции губернатора, построили беседку-ротонду в классическом стиле, состоящую из шести каннелюрованных колонн и круглого барабана. Она была возведена на месте обветшавшей деревянной беседки, выполненной в китайском стиле.
На этой романтической ноте я заканчиваю описание Ярославской земли.
Остались незавершённые дела, думаю я закрою свой гельштат в ближайшее время. Я не спускалась в парк 1000-летия, и не видела там памятники вблизи, я не видела памятник героев фильма Афоня с пивной, не видела более современный памятник погибшим хоккеистам Локомотива, памятник жертвам блокады (погибшим в эвакуации ленинградцам), памятник Петру и Февронии.
Гостей города, приехавших поездом или покидающий город, прямо у вокзала встречает памятник Саввы Мамонтова – человека, на свои деньги построившего железную дорогу от Москвы до Ярославля, а затем и до Архангельска; великого мецената и не слишком удачливого промышленника. Монумент был открыт в 2008 году к 140-летнему юбилею Северной железной дороги. Московский скульптор Сергей Скала изобразил предпринимателя во весь рост, опирающимся на небольшой столик. В руках у него часы и циркуль как символы изменений во времени и пространстве при появлении железной дороги. Рядом с памятником две гранитные плиты, на одной из которых высечены слова промышленника, на другой – карта железнодорожной линии Москва–Архангельск времен её открытия. Вокруг высокого постамента расположены бронзовые панно, где указаны годы жизни Мамонтова и изображены важнейшие точки Северной железной дороги: в Ярославле, Рыбинске и Вологде. В мемориальный комплекс входит и карта путей сообщения России, расположенная на стене здания вокзала за монументом.
Савва Мамонтов прожил яркую жизнь. В двадцать с небольшим лет он начал заниматься очень прибыльной и инновационной в то время деятельностью – строительством железных дорог. Однако, это не мешало ему тратить огромные деньги на искусство. Он содержал театр и оперу, открыл для мира талант Шаляпина. Великий Станиславский называл Мамонтова своим учителем. Промышленник помогал Репину, Васнецову и другим художникам (кстати, знаменитая "Девочка с персиками"– это дочка Саввы, Вера Мамонтова, позировавшая Серову в имении отца "Абрамцево"). В конце жизни предприниматель разорился. По подозрению в растрате железнодорожных денег он сидел в долговой тюрьме. Коротая время, лепил по памяти фигурки своих надзирателей. Хотя никаких хищений следствие не обнаружило и мецената оправдали, его железная дорога стала собственностью государства, имущество было распродано, а деловая репутация потеряна навсегда. И всё же вклад Саввы Мамонтова в промышленность и культуру России велик, и памятник в Ярославле тому доказательство.
На этой грустной нотке я заканчиваю последнюю статью о путешествии в 2019 году по Золотому кольцу. Впереди ещё рассказы о Карелии, Смоленской земле, Вологде, Москве, Туле, Казани. Мне нравиться, когда мои авторские экскурсии воплощаются в жизнь.
Ярославль, я вернусь.
#углич #золотоекольцо #путешествие #путешествиепороссии #ростов #краеведение #мышкин #ярославль #кострома #карабиха