В своих двух первых статьях я рассказала про Углич и Мышкин и о первом дне нашего путешествия. Сегодня я расскажу об одном из старинном русском городе - Кострома.
Я напомню о том, что я рассказываю о путешествии со школьниками, воспитанниками историко-краеведческого клуба "Петрополь", будущими краеведами, исследователями, будущими гидами и экскурсоводами. Наш маршрут по "Золотому кольцу" в 2019 году: Ярославль-Углич-Мышкин-Кострома-Ростов.
Итак, Кострома — древний город «Золотого кольца России». В 2024 году ей исполнится 872 года. Это город с многовековой историей, колыбель династии Романовых, его история неразрывно связана с великим князем Юрием Долгоруким, а также захватывающими дух видами на Волгу, с одним из старейших в России драмтеатром, интереснейшими достопримечательностями и именно в Костроме находится резиденция помощницы Деда Мороза — Снегурочки.
Небольшая историческая справка:
Город был основан в 1152 году великим князем Юрием Долгоруким в качестве северо-восточного форпоста рубежей Древней Руси. Из значимых исторических событий — избрание на престол Михаила Романова в Костроме и поход Ивана Сусанина по костромским болотам.
В городе две основные реки — Волга и Кострома, и достопримечательности расположились в основном вдоль их берегов.
Центр Костромы - Сусанинская площадь. По форме она напоминает веер, от которого расходятся в разные стороны девять городских улиц. Из "ручки веера" видна улица Молочная гора, которая ведёт к реке Волге. Местные жители называют площадь "сковородкой". Название площади Сусанинская появилось благодаря памятнику Ивану Сусанину, который уже больше 50 лет украшает город. Ранее в Костроме был установлен монумент царю Михаилу Фёдоровичу и крестьянину Ивану Сусанину (проект мы позже увидим в Доме Романовых), воздвигнутый в 1851 году в честь легендарного подвига во время Смутного времени. Автор памятника — скульптор В. И. Демут-Малиновский. Памятник находился в центре города, посреди Сусанинской площади. Разрушен в 1918 году, когда сбросили с постамента-колоны царя и его "слугу", а в 1928 году разрушили и колону памятника. В 1967 году был установлен новый памятник Ивану Сусанину из желтого известняка, его высота — 12 метров, автор работы — скульптор Никита Антонович Лавинский. На высоком постаменте мы видим мощную фигуру крестьянина, взор которого обращён в сторону Волги. Это памятник патриоту, готовому в любую минуту защитить Родину. Иван Сусанин был родом из Костромской губернии и погиб, спасая жизнь Михаила Романова. Польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного царя, но Сусанин повёл врагов по ложному пути через болота, где и погиб вместе с ними. Памятник расположен в сквере Сусанина между улицами Красные Ряды и Мучные Ряды. Красные ряды Гостиного двора и Большие мучные торговые ряды объедены в Гостиный двор. Его построили в конце XVIII века по типовому проекту. До нашего времени сохранилось больше 20 сооружений. Красные ряды в Костроме являются самым большим торговым комплексом из всех сохранившихся с XVII века. Пройти мимо этого исторического памятника архитектуры просто невозможно, ориентиром может служить замечательное украшение Гостиного двора — церковь Спаса в Рядах и колокольня (высота звонницы составляет 42 метра). Почему Ряды назвали Красными? Дело в том, что в них торговали кожей и мехом, тканью и книгами, а также богатой одеждой, которые издавна считались «красным» товаром. Проект Гостиного двора был разработан архитектором Карлом фон Клером. В 1775 году начинаются подготовительные работы по возведению комплекса. Строительство началось с Красных рядов и проходило под руководством зодчего Степана Воротилова. Всего было сооружено 86 лавок, каждая занимала один арочный пролет и имела размер 7 на 4,5 метра. В подвале хранился товар, а на чердаке чаще всего размещалась небольшая контора. Работы завершились в 1793 году. В плане Красные ряды представляли собой прямоугольник размером 110 на 160 метров, скругленный по углам. Чуть позже были возведены Мучные ряды, также в виде прямоугольного строения размером 122 на 163 метра. Внутри Красных рядов по проекту зодчего Петра Ивановича Фирсова были сооружены Мелочные ряды для торговли галантереей. Позже вокруг появились Пряничные и Хлебные, Квасные и Рыбные, Мясные и Шорные ряды, а также Зеленные и Масляные, Овощные и Дегтярные ряды. Надо отметить, что еще ранее, в 1766 году, до возведения каменного Гостиного двора, на этом месте была сооружена каменная церковь Спаса в Рядах, которая очень органично была "вписана" в ансамбль Гостиного двора..
Когда мы были в Костроме, мы попали на интересное и значимое событие для жителей Костромы - на колокольне Богоявленского собора был установлен храмовый крест. Православный крест впервые вознёсся над колокольней собора после взрыва кремля в 1934 году. Его установили московские специалисты-высотники. Сложность работы в том, что одновременно нужно было поднять на высоту сам крест и промышленных альпинистов, которые должны закрепить его на главе колокольни. Высота изготовленного мастерами из Кирова и Москвы позолоченного креста – 4,5 метра. Его масса невелика, всего 150 килограммов, но его духовный вес в деле возрождения костромской святыни оценить вряд ли возможно. Нам повезло, с Сусанинской площади мы стали свидетелями этого события.
Если оглянуться по сторонам вокруг площади, то мы видим здание Гауптвахты в стиле ампир, построенное в начале XIX века. Лепные карнизы, шесть белоснежных колонн и украшения, изображающие Медузу Горгону, львов и ангелов — всё это можно разглядеть в экстерьера Гауптвахты. По генеральному плану застройки города 1781 года на берегу Волги, вблизи Московской заставы была выстроена сначала деревянная гауптвахта. Гауптвахта — главный караул, позже в Русской армии — караульный дом, то есть место для размещения личного состава главного караула. Современное здание возведено вместо обветшавшей деревянной гауптвахты в 1823—1826 годах по проекту губернского архитектора П. И. Фурсова по инициативе губернатора К. И. Баумгартена (1768−1831). Больше 100 лет здание использовалось в качестве городского караула для охраны объектов городской инфраструктуры. Гауптвахта была спроектирована Фурсовым в едином ключе с пожарной каланчой: оба здания являются фасадами городских кварталов в направлении Ипатьевского и Анастасиино-Богоявленского монастырей. Лепнина выполнена по эскизам П. И. Фурсова талантливым ярославским мастером С. С. Повырзневым. Пожарная каланча - это визитная карточка Костромы. Памятник охраняется ЮНЕСКО и признан национальным достоянием России, как лучший объект среди пожарной каланчи российской провинции. Больше 150 лет каланча охраняла город от пожаров.
В центре Сусанинской площади есть интересный небольшой арт-объект, памятник «Собаке-герою». Он установлен в честь таксы по кличке Бобка, которая в конце XIX века обитала на территории Пожарной каланчи и помогала пожарным спасать людей из огня. На площади много интересных объектов, голубь мира, Снегурочка, котам, погибшим от автомобилей и центральная точка Костромы. Замечательная и милая зона для фотографирования.
Ещё одна достопримечательность на Сусанинской площади - памятник Юрию Долгорукому, который расположен справа от площади, сразу за зданием городской администрации. Князь Киевский и Ростово-Суздальский Юрий Долгорукий был сыном Владимира Мономаха и основал Кострому. Памятник высотой больше четырёх метров. Он был установлен в 2003 году скульптором В.Церковниковым (на самом памятнике отмечено, что в соавторстве с Коробовым Б.М.), архитектором монумента стал Г.Л.Морозов, художником −С.И.Кадыбердев. Деньги на памятник были собраны и предпринимателями, и простыми жителями города.
Мы попали 27 марта на православный праздник жителей Костромы: во всех храмах Костромской области прошли торжественные богослужения в честь Феодоровской иконы Божьей матери. Основное событие состоялось в Богоявленско-Анастасиином соборе, в котором и храниться Всероссийская святыня, и куда мы попали с нашей группой. Сегодняшнее празднование связано с окончанием более четырёхсот лет назад трагического периода отечественной истории, известного под названием "Смутное время", и восстановлением Российской государственности. Именно этой иконой был благословлен на царство в Ипатьевском монастыре юный Михаил Романов. Богоявленско-Анастасиин женский монастырь — это действующая обитель и центр духовной жизни Костромы. На территории монастыря расположен Богоявленский Кафедральный собор. В начале статьи я описывала, что когда мы были на Сусанинской площади, мы стали свидетелями установки креста на колокольню Богоявленского собора (шум вертолёта привлёк наше внимание и плюс работающий кран), а сейчас мы попали на территорию монастыря. Надо отметить, что 64-метровая высота колокольни была не случайна. Если перевести её в старинную русскую меру длины, которой измеряли расстояние при строительстве кремля, то она составит ровно 33 сажени, что соответствует возрасту Иисуса Христа. Архитектура и все элементы декора восстанавливае-мого храмового комплекса выполнены по старинным чертежам, в полном соответствии с утраченными копиями. Монастырь расположен в историческом центре города. Правила посещения самой обители очень строгие и часто вход на её территорию закрыт. Лично меня один из священнослужителей "пожурил" за то, что я сделала слишком много фотографий на территории монастыря. На монастырской территории, кроме кафедрального собора, находятся собор Богоявления Господня, церковь Смоленской иконы Божией Матери, колокольня и памятник Георгию победоносцу.
Немного истории:
Согласно преданию, в конце XIV — начале XV века княгиня Анастасия Димитриевна, дочь князя Дмитрия Донского основала женскую обитель, получившую имя Анастасиин монастырь. Обитель находилась недалеко от первого костромского Кремля, на берегу реки Сулы, притока Волги (в настоящее время река течёт в трубе под Пятницкой улицей). Число монахинь и послушниц в монастыре было немногочисленным и в 1764 году его упразднили, а монахинь перевели в расположенный в Кремле Крестовоз-движенский монастырь. Однако, через десять лет Крестовоздвиженская обитель была уничтожена пожаром и Анастасиин монастырь был восста-новлен на прежнем своем месте под названием Крестовоздвиженского Анастасиина монастыря.
Богоявленский мужской монастырь был основан старцем Никитой, учеником и родственником преподобного Сергия Радонежского в 1420-х годах. В 1559–1565 годах в обители был возведён Богоявленский собор, ставший кафедральным храмом Костромы. В 1847 году обитель была упразднена. К тому времени в Анастасиином монастыре было введено общежитие, и число монахинь значительно возросло. В 1863 году Анастасиин и Богоявленский монастыри объединяются под именем Богоявленско-Анастасииного монастыря.
В истории обители много трагических событий — Смутное время и пожар середины XIX века, полная разруха и опустение XX века. Но, монастырь вновь отстраивается и возрождается. На сегодня это самая древняя женская обитель в Костромском крае.
Переведу тему статьи на романтический лад. Ведь не только религиозными достопримечательностями богата Кострома. На набережной Волги стоит Беседка "Островского", ротонда. Легенда связывает это место с известным драматургом, который часто приезжал в Костромскую губернию в родовое имение. Беседка построена на месте, откуда хорошо просматривается река. Как рассказывают гиды, Александр Островский любил бывать здесь и любоваться на Волгу. А беседка на этом месте появилась в 1956 году. В 1980-х годах рядом с ней снимали сцены фильма «Жестокий романс» по мотивам пьесы Островского «Бесприданница». Очень похожую беседку мы уже видели в городе Мышкине. В точности год устройства здесь на этом месте первой беседки неизвестен. Время её возведения связано с переустройством местности вокруг Костромского Кремля. В 10-е годы ХIХ века велись работы по срытию крепостных валов. Костромской губернатор К.И. Баумгартена занимался городским благоустройством. Срезали крутые склоны, планировали бульвары и сады. В конце новоустроенного бульвара поставили деревянную беседку. Об этой беседке писал А.Н.Островский в 1848 году в своём дневнике: «Вид из этой беседки вниз и вверх по Волге такой, какого мы ещё не видели до сих пор». Старая деревянная беседка благополучно дожила до лета 1932 года. Прокладывая береговую железнодорожную ветку, её сломали, и значительную часть длины бульварного вала срыли. Укороченная малобульварная дорожка стала оканчиваться смотровой площадкой с деревянным ограждением. К осени 1956 года площадка Малого бульвара украсилась новой каменной беседкой-ротондой. Автором проекта был архитектор костромских реставрационных мастерских Г. Зосимов. По первоначальной идее местных зодчих «должна быть выстроена ажурная деревянная беседка». Главный архитектор области И. Журавлёв подготовил её проект. Однако градостроители, рассмотрев оба предложения, отдали предпочтение проекту Г. Зосимова. Набережная и Беседка Островского в Костроме — любимое место прогулок и встреч туристов и костромичей. Здесь царят атмосфера романтики и неповторимая красота русской природы.
Вернёмся к истории России. Кострома - это колыбель семьи Романовых. Об этом можно узнать в очень интересном музее Романовых.
Здание примечательно своей архитектурой и сразу выделяется на фоне соседних строений. Этот дом — в псевдорусском стиле модерн с ярко-зелёной крышей и белоснежными стенами выглядит как большой русский терем. В 1913 году в честь 300-летнего юбилея правления династии Романовых здесь был открыт музей. Собрали большую коллекцию древних экспонатов, которые посвящены царской деятельности династии Романовых. Другие залы музея знакомят посетителей с жизнью костромских бояр, Смутным временем и традициями дворян. Здание построено по проекту архитектора Николая Ивановича Горлицына и представляет собой образец модерна в русском стиле. На открытии присутствовала вся императорская семья во главе с Николаем II.
В Романском доме все произведения, посвящены семье Романов. Лично мне очень понравилось полотно Чуданова С.Э. "Павел I. 11 марта 1801 года" и скульптурная композиция последней семьи Романовых.
И если мы говорим о Романовых, то я просто обязана рассказать от Ипатьевском монастыре.
Один из старейших и значимых православных монастырей России. Основан в 1330 году на месте слияния рек Кострома и Волга, неподалёку от исторического центра города. В 1613 году здесь призвали на царство Михаила Фёдоровича, первого представителя династии Романовых.
Точная дата основания обители неизвестна и существует несколько вариантов относительно этого события:
* Согласно самой распространенной версии, Ипатьевский монастырь был основан в 1330 году татарским мурзой Четом, сбежавшим из Золотой Орды в Москву, принявшим христианство и перешедшим на службу к князю Ивану Калите. Чет плыл по Волге и тяжело заболел. Согласно преданию, в том месте, где река Кострома впадала в Волгу, он остановился на стоянку и к нему пришло видение Божьей Матери, пообещавшей его вылечить. В благодарность за исцеление на этом месте им и была основана обитель, в которой он построил Троицкий храм с приделом во имя священномученика Ипатия и апостола Филиппа и храм во имя Рождества Богородицы. В дореволюционное время это была общепринятая версия и никем не ставилась под сомнение
* По другой версии, обитель была основана в 1275 году князем Василием Ярославичем, братом Александра Невского. Он очень любил Кострому и даже когда стал великим князем владимирским, предпочитал жить в этом городе
* По мнению костромского исследователя, историка и краеведа Николая Зонтикова, монастырь был основан в первой половине XIII века новгородцами, пришедшими на Верхнюю Волгу по реке Костроме. Обитель была освящена в честь покровителя новгородских посадников — священномученика Ипатия, епископа Гангрского. Мурза Чет был крупным жертвователем и покровителем монастыря. Позже обитель получила свое второе посвящение — во имя Святой Живоначальной Троицы, но в русской истории сохранилось её первое название — Ипатьевский монастырь.
Основные строения на территории монастыря:
- Троицкий собор. Он был сооружён в 1590 году. В 1685 году под руководством выдающихся мастеров древнерусской живописи Гурия Никитина и Силы Савина Троицкий собор был расписан. Фрески собора — это одно из замечательных произведений фресковой живописи второй половины XVII века, известные своим уникальным исполнением и разнообразием сюжетов. Фрески покрывают почти всю поверхность сводов и стен, а также столбы и барабан храма. Здесь можно увидеть более 80-ти композиций, каждая из которых имеет свой сюжет. На самом верхнем ярусе изображены сюжеты, славящие Пресвятую Троицу. На втором и третьем ярусах рассказывается об истории Христа. Нижний ярус посвящен деяниям святых апостолов. В середине XVIII века резчиками под руководством мастеров Быкова Макара и Золотарёва Петра был создан великолепный пятиярусный иконостас, выполненный из липы и покрытый позолотой. Самой большой популярностью в Троицком соборе пользуется Тихвинская икона, занимающая центральное место в иконостасе.
- Крепостная стена. Первая каменная крепостная стена была построена в 1586 году по приказу царя Феодора Ивановича, их протяженность составила 518 метров. Крепостная стена имела четыре башни и пять въездных ворот, особое место среди которых занимали Святые парадные ворота с надвратной церковью во имя великомученика Феодора Стратилата и великомученицы Ирины. Эта церковь была возведена в честь святых царя Феодора Иоанновича и его супруги царицы Ирины
- Звонница. В 1586–1590 годах построена каменная звонница с круглым верхом, которая простояла почти два столетия и была разобрана в 1812 году. Сохранившаяся до нашего времени звонница была возведена в 1603 году. Она расположена рядом с Троицким собором, ее высота составляет около 30 метров.
- Палаты царя Михаила Фёдоровича. Время построения этих келлий и состояние их первоначальное и последующее — в XVII и XVIII веках. Эти кельи, составляя драгоценный памятник и имея исторический интерес. Временное пребывание боярина Михаила Фёдоровича Романова в означенной обители в начале 1613 года имело свое место при исключительных обстоятельствах. Как известно, юный Михаил с матерью инокинею Марфою проживали в полной надежде, что достаточно укрыты от военных бурь того времени и вражеских нападений, и юный Михаил не ведал о том, что, согласно завету патриарха Гермогена, был избран на всероссийский трон великим земским советом, собравшимся в Москве 7 февраля 1613 года для того, чтобы, через избрание главы государству — царя православного, спасти русскую народность и православную веру от иноверного ига поляков. Покои царя Михаила Фёдоровича снабжены старинными иконами, картинами и мебелью. Из икон обращают на себя внимание, по преданию, бывший в молельной комнате юного Михаила деревянный складень с Феодоровской иконой Божией Матери в середине и изображениями на полях архангела Михаила, св. Николая, архангела Гавриила и преп.Сергия Радонежского.
На Крепостной стене есть смотровая площадка, где можно полюбоваться как видом за стенами монастыря, так и ещё раз окинуть взглядом весь монастырь.
Мы попрощались с гостеприимной Костромской землей, окунулись в исторические события, сравнили современную Кострому с интересными милыми арт-объектами и побывали в самом романтическом месте на Волге.
Далее наша группа вернулась в Ярославль. Перед нами третий день прибывания на Ярославской земле и поездка в Ростов. А также и каждый из трёх дней мы посещали "знаковые" места в самом Ярославе, о чём будет отдельная статья.