Найти в Дзене
Люди в окнах

Что общего между стилями воспитания и сказками?

Оглавление

Как сказки учат брать ответственность за свою жизнь? Какие фразы родителей приводят в тому, что ребенок вырастает и винит во всех своих бедах окружающих, а какие помогают ему стать смелым, свободным и ответственным? Об этом колонка Ольги Малинкиной, психолога, логопеда и нейропсихолога. Слово Ольге.

Маленькие дети любят слушать волшебные истории. Это неудивительно: в сказках много приемов, которые помогают удержать внимание крохи. Когда я училась на курсах по сказкотерапии, я посмотрела на «волшебные истории» с другой стороны: как сборник советов, рекомендаций, причинно-следственных связей. Я и сама из числа детей, влюбленных в сказки. Читала их всю жизнь: сначала себе, потом детям, сейчас снова читаю себе.

В каждой сказке есть герой. Чтобы совершить подвиг или то, что положено совершить по сюжету, он должен пройти через трансформацию. Способ трансформации выбирает сам герой: он зависит от уровня его осознанности и количества ответственности за свою жизнь.

Возможны следующие варианты:

  1. Герой добровольно отправляется в путь и ищет возможность для трансформации — высокий уровень ответственности за свою жизнь.
  2. Герой совершает ошибку, а потом идет исправлять ее, получая трансформацию. Так, герой протестует против ответственности, средний уровень принятия.
  3. Героя заставляют отправиться на поиски трансформации, заколдовав его. Нежелание взять на себя ответственность за свою жизнь, перекладывание ее на других.

В результате трансформацию получают все, затрачивая разное количество времени и ресурсов.

Человек в своей жизни тоже проходит множество трансформаций: рождение, вертикализация, социализация, сепарация, школа, институт, финансовая независимость, создание своей семьи и т. д. Каким путем они будут проходить, во многом зависит от воспитания.

Первый вариант — трансформации «по принуждению»

Человек живет «по принуждению», если в детстве все решения за него принимали родители, а у него не было права выбора. В итоге ребенок решил, что ответственность за его жизнь лежит на ком-то другом. Это становится удобным, потому что он может делать что хочет, а виноваты всегда будут остальные. В этом случае достижение цели возможно, только если есть те, кто берет на себя ответственность за результат, вкладывая в человека свое время, ресурс и силы.

Фразы, которые способствуют такому воспитанию:

  • «Ты еще маленький»;
  • «Я лучше знаю»;
  • «Не спорь с родителями».
Такие сюжеты можно найти в сказках «Карлик Нос», «Спящая царевна», «Аленький цветочек», «Снежная королева» и т. д.
-3

Второй вариант — человек, живущий «под давлением»

Он привык, что необходимо постоянно отстаивать свои права. В этой истории родители тоже хотят решать за ребенка, но он протестует. Человек привыкает все время спорить и делать «наоборот», поэтому ему сложно услышать предостережение, воспользоваться чужим опытом или мудростью.

Ему необходимо набивать шишки и совершать свои ошибки, с трудом исправляя их. Это тернистый и сложный путь бесконечной борьбы со всем миром. На достижение цели уходит очень много сил, времени и ресурса. Таким людям необходима поддержка друзей и социума, они не хотят брать на себя ответственность из-за конфликта с родителями и собой.

Фразы, которые способствуют такому воспитанию:

  • «Только попробуй не сделать»;
  • «Я вижу тебя насквозь»;
  • «Разве это проблемы? Это ерунда».
Эти сюжеты можно найти в сказках «Царевна-лягушка», «Черная курица, или Подземные жители», «В стране невыученных уроков» и т. д.
-4

Третий вариант — люди, живущие «по собственному желанию»

Они имеют высокий уровень осознанности и берут ответственность за свою жизнь на себя. Некоторые готовы брать ответственность и за всю семью. Герои делятся на несколько категорий.

Герой, который жертвует собой

Эти дети уверены: чтобы что-то получить, надо приложить очень много усилий. Все, что достается легким путем, нечестно, ненадежно и плохо. Чаще всего они «должны» спасать, потому что это единственный путь быть полезными и ценными. С детства от родителей они слышат о том, что нельзя никому доверять, лучше все делать самому. Сложно жить без доверия к миру и людям, рассчитывая только на себя.

Фразы родителей звучат так:

  • «Доверять можно только себе»;
  • «Рассчитывай только на себя».
Такой герой есть в сказках «Дикие лебеди», «Финист — Ясный сокол».

Герой, который с легкостью получает то, что хочет

Как здорово жить, когда в воспитании доминирует «можно». И это не вседозволенность, а возможности, которые есть у каждого человека. Тогда все преграды легко преодолеть, ведь человек просто не знает слова «невозможно».

Такие люди чаще совершают открытия или изобретают что-то важное. Эти люди открыты миру и умеют ценить то прекрасное, что есть вокруг.

Фразы родителей:

  • «Конечно, можно»;
  • «Можно попробовать позже»;
  • «Обязательно получится, попробуй еще раз».
Этот герой есть в сказках «По щучьему веленью», «Золотая рыбка», «Храбрый портняжка».

Герой, который находит помощника, так как один не справится

В противоположность герою, который все должен делать сам, есть персонажи, в семьях которых воспитание строится таким образом, что сам по себе человек достаточно слаб. Только вместе с поддержкой можно добиться успеха. Такие люди боятся начинать что-либо в одиночку, ждут помощи окружающих. В каждом коллективе они обязательно ищут соратников, друзей и тех, кто готов помогать.

Фразы родителей:

  • «Подожди всех»;
  • «Ты один не справишься».
Такие герои есть в сказках «Сивка-Бурка», «Конек-горбунок», «Крошечка-Хаврошечка».

Трансформации — неотъемлемая часть жизни. Мы не можем избежать их. Зато можем повлиять на то, как они будут происходить, и выбрать для своих детей самый интересный путь. Чем выше уровень ответственности за свою жизнь, тем больше возможностей у ребенка.

У моего героя всегда был трудный путь: сносить три пары железных башмаков, сточить три железных посоха, съесть три железных хлеба. При соблюдении всех условий ценность моих поступков увеличивалась. В семье было важно крепко стоять на ногах — таким образом родители воспитывали во мне силу воли.

Своих детей я воспитываю иначе. Хочу, чтобы они имели больше возможностей и могли реализовать себя в любой области, которую выберут. Для этого мне и самой пришлось научиться жить через «можно». Скажу честно, это удивительное чувство!

-6

Спасибо Ольге за такую потрясающую параллель: сказок — со стилем воспитания, героев — с обычными людьми. Как воспитывали вас, из какой вы сказки? А ваши дети?

Кстати, если вам понравилась статья, не забудьте подписаться на наш канал и поставить лайк. Другие статьи Ольги Малинкиной о воспитании детей собрали в подборке «Родители и дети»
Сказки
3041 интересуется