Как сказки учат брать ответственность за свою жизнь? Какие фразы родителей приводят в тому, что ребенок вырастает и винит во всех своих бедах окружающих, а какие помогают ему стать смелым, свободным и ответственным? Об этом колонка Ольги Малинкиной, психолога, логопеда и нейропсихолога. Слово Ольге.
Маленькие дети любят слушать волшебные истории. Это неудивительно: в сказках много приемов, которые помогают удержать внимание крохи. Когда я училась на курсах по сказкотерапии, я посмотрела на «волшебные истории» с другой стороны: как сборник советов, рекомендаций, причинно-следственных связей. Я и сама из числа детей, влюбленных в сказки. Читала их всю жизнь: сначала себе, потом детям, сейчас снова читаю себе.
В каждой сказке есть герой. Чтобы совершить подвиг или то, что положено совершить по сюжету, он должен пройти через трансформацию. Способ трансформации выбирает сам герой: он зависит от уровня его осознанности и количества ответственности за свою жизнь.
Возможны следующие варианты:
- Герой добровольно отправляется в путь и ищет возможность для трансформации — высокий уровень ответственности за свою жизнь.
- Герой совершает ошибку, а потом идет исправлять ее, получая трансформацию. Так, герой протестует против ответственности, средний уровень принятия.
- Героя заставляют отправиться на поиски трансформации, заколдовав его. Нежелание взять на себя ответственность за свою жизнь, перекладывание ее на других.
В результате трансформацию получают все, затрачивая разное количество времени и ресурсов.
Человек в своей жизни тоже проходит множество трансформаций: рождение, вертикализация, социализация, сепарация, школа, институт, финансовая независимость, создание своей семьи и т. д. Каким путем они будут проходить, во многом зависит от воспитания.
Первый вариант — трансформации «по принуждению»
Человек живет «по принуждению», если в детстве все решения за него принимали родители, а у него не было права выбора. В итоге ребенок решил, что ответственность за его жизнь лежит на ком-то другом. Это становится удобным, потому что он может делать что хочет, а виноваты всегда будут остальные. В этом случае достижение цели возможно, только если есть те, кто берет на себя ответственность за результат, вкладывая в человека свое время, ресурс и силы.
Фразы, которые способствуют такому воспитанию:
- «Ты еще маленький»;
- «Я лучше знаю»;
- «Не спорь с родителями».
Такие сюжеты можно найти в сказках «Карлик Нос», «Спящая царевна», «Аленький цветочек», «Снежная королева» и т. д.
Второй вариант — человек, живущий «под давлением»
Он привык, что необходимо постоянно отстаивать свои права. В этой истории родители тоже хотят решать за ребенка, но он протестует. Человек привыкает все время спорить и делать «наоборот», поэтому ему сложно услышать предостережение, воспользоваться чужим опытом или мудростью.
Ему необходимо набивать шишки и совершать свои ошибки, с трудом исправляя их. Это тернистый и сложный путь бесконечной борьбы со всем миром. На достижение цели уходит очень много сил, времени и ресурса. Таким людям необходима поддержка друзей и социума, они не хотят брать на себя ответственность из-за конфликта с родителями и собой.
Фразы, которые способствуют такому воспитанию:
- «Только попробуй не сделать»;
- «Я вижу тебя насквозь»;
- «Разве это проблемы? Это ерунда».
Эти сюжеты можно найти в сказках «Царевна-лягушка», «Черная курица, или Подземные жители», «В стране невыученных уроков» и т. д.
Третий вариант — люди, живущие «по собственному желанию»
Они имеют высокий уровень осознанности и берут ответственность за свою жизнь на себя. Некоторые готовы брать ответственность и за всю семью. Герои делятся на несколько категорий.
Герой, который жертвует собой
Эти дети уверены: чтобы что-то получить, надо приложить очень много усилий. Все, что достается легким путем, нечестно, ненадежно и плохо. Чаще всего они «должны» спасать, потому что это единственный путь быть полезными и ценными. С детства от родителей они слышат о том, что нельзя никому доверять, лучше все делать самому. Сложно жить без доверия к миру и людям, рассчитывая только на себя.
Фразы родителей звучат так:
- «Доверять можно только себе»;
- «Рассчитывай только на себя».
Такой герой есть в сказках «Дикие лебеди», «Финист — Ясный сокол».
Герой, который с легкостью получает то, что хочет
Как здорово жить, когда в воспитании доминирует «можно». И это не вседозволенность, а возможности, которые есть у каждого человека. Тогда все преграды легко преодолеть, ведь человек просто не знает слова «невозможно».
Такие люди чаще совершают открытия или изобретают что-то важное. Эти люди открыты миру и умеют ценить то прекрасное, что есть вокруг.
Фразы родителей:
- «Конечно, можно»;
- «Можно попробовать позже»;
- «Обязательно получится, попробуй еще раз».
Этот герой есть в сказках «По щучьему веленью», «Золотая рыбка», «Храбрый портняжка».
Герой, который находит помощника, так как один не справится
В противоположность герою, который все должен делать сам, есть персонажи, в семьях которых воспитание строится таким образом, что сам по себе человек достаточно слаб. Только вместе с поддержкой можно добиться успеха. Такие люди боятся начинать что-либо в одиночку, ждут помощи окружающих. В каждом коллективе они обязательно ищут соратников, друзей и тех, кто готов помогать.
Фразы родителей:
- «Подожди всех»;
- «Ты один не справишься».
Такие герои есть в сказках «Сивка-Бурка», «Конек-горбунок», «Крошечка-Хаврошечка».
Трансформации — неотъемлемая часть жизни. Мы не можем избежать их. Зато можем повлиять на то, как они будут происходить, и выбрать для своих детей самый интересный путь. Чем выше уровень ответственности за свою жизнь, тем больше возможностей у ребенка.
У моего героя всегда был трудный путь: сносить три пары железных башмаков, сточить три железных посоха, съесть три железных хлеба. При соблюдении всех условий ценность моих поступков увеличивалась. В семье было важно крепко стоять на ногах — таким образом родители воспитывали во мне силу воли.
Своих детей я воспитываю иначе. Хочу, чтобы они имели больше возможностей и могли реализовать себя в любой области, которую выберут. Для этого мне и самой пришлось научиться жить через «можно». Скажу честно, это удивительное чувство!
Спасибо Ольге за такую потрясающую параллель: сказок — со стилем воспитания, героев — с обычными людьми. Как воспитывали вас, из какой вы сказки? А ваши дети?
Кстати, если вам понравилась статья, не забудьте подписаться на наш канал и поставить лайк. Другие статьи Ольги Малинкиной о воспитании детей собрали в подборке «Родители и дети»