Найти тему
КИНОФАРВАТЕР

Лучшие фильмы снятые в современной России. С 1992 по 2023. Итог 30 лет российского кино.

Оглавление

Данный проект задуман с целью развеять миф о том, что Российское кино находится в месте, где никогда не бывает светло. Фильмы отбираются, исходя из культовости и наличия престижных наград, объективных (не ниже 7 из 10) оценках на агрегаторах, художественной ценности. В каждый год мы с лёгкостью наберём не меньше пяти картин.

Прежде чем перейти к итогам, всё-таки упомянем лучшие фильмы нынешнего, только начавшегося, десятилетия.

2020. Ковид.

"Пугало". Режиссёр: Дмитрий Давыдов. 2020. Россия.
"Пугало". Режиссёр: Дмитрий Давыдов. 2020. Россия.

Ковид, конечно, начался в России в 2020, но фильмы находились в этот момент на постпродакшене и этим картинам явно повезло оказаться на стримингах в нужном месте и в нужное время. Благо фильмы ещё очень талантливые. Началось всё с комедий "Батя", "Глубже", второй части "Неадекватные Люди" Каримова и блокбастера "Огонь", попавшего в ТОП 250 КиноПоиска. Там же оказались "Подольские Курсанты" и "Доктор Лиза".

Конечно, куда без военных фильмов, хотя и не плохих в отличии от им подобных ещё пять лет назад. "Уроки Фарси" и почти истерн "Красный Призрак".

Среди блокбастеров также есть интересные и достойные проекты типа "Серебряные Коньки" и сольник, которого ждали ещё с первой части, как только его увидели. "Конь Юлий и большие скачки". Авторское же кино преподносит нам Кончаловский и его "Дорогие Товарищи" (специальный приз жюри Венецианского Кинофестиваля), что называется старая гвардия, а среди молодых — "Разжимая Кулаки" Киры Коваленко (приз: Особый взгляд Каннского Кинофестиваля). Но одним из феноменов является якутская картина "Пугало", взявшая главный приз Кинотавра.

Также стоит обратить внимание на документалку, которая имеет рейтинг 9.2 на КиноПоиске! "Жизнь человека. Последнее интервью" про борьбу с онкологией.

2021. Рост инфляции.

-2

Международный проект "Капитан Волконогов бежал" от Наташи Меркуловой и Алексея Чупова. Номинация на Золотого Льва.

Из зрительского, но при этом не попкорнового хорошо выглядит "Чемпион Мира", пятикратный обладатель Золотого Орла, включая Лучший фильм.

Опять военный фильм, но на этот раз не про Великую Отечественную, вероятно, поэтому дебют "Шторм в пустыне" Алексея Чадова выглядит свежо. Развиваются во всю стриминги и поэтому "Последний Министр" тот же "Метод" держатся наплаву.

И, наконец, после смехотворной "Черной Молнии", появляется "Майор Гром: Чумный доктор". Потешный на фоне Марвела, безусловно, но при этом самобытный и хотя смотрибельный. При этом восхищает своевременность, свойственная обычно Голливуду. Под самый разгар ковида выпустить подобную картину — одно из лучших коммерческих решений, какое приходило отечественным продюсерам.

2022. Так называемое СВО.

"Айта". Режиссёр: Степан Бурнашев. 2022. Россия.
"Айта". Режиссёр: Степан Бурнашев. 2022. Россия.

Если загуглить в яндексе "лучшие русские фильмы 2022", то с удивлением можно обнаружить множество фильмов в зелёной зоне на КиноПоиске. И при этом абсолютно разных! Это показывает то, что отечественный зритель привык к своему кинематографу и даже если он пачками ходит (или ходил до СВО) на зарубежные картины, он не забывает и про русские фильмы. В первую очередь, конечно, выделяется фильм "Доктор", комфортно очутившийся в ТОПе 250. Интересен и детектив, далёкий от НТВшных и первоканальных сериалов — "Казнь". Фильмы настолько разные, но при этом все они вышли на тот уровень, когда сложнее найти плохой фильм, нежели хороший или нестыдный. "Многоэтажка", "Аманат", "Однажды в пустыне" или даже "Первый Оскар", которому не повезло просто выйти в самый разгар СВО. Номинация на премию Золотой Орёл в категории Лучший фильм.

И, конечно, "Айта", забаненная властями, но при этом достойная внимания, даже больше, чем любой вышеперечисленный фильм этого года.

2023. Пропаганда.

"Чебурашка". Режиссёр: Дмитрий Дьяченко. 2023. Россия.
"Чебурашка". Режиссёр: Дмитрий Дьяченко. 2023. Россия.

Почти год идёт СВО, от которого люди физически и морально устали и вот "Чебурашка" выходит первого января, "соревнуясь" с серым прокатом и отсутствием отечественного продукта. "Операция Фортуна" передвинута на почти две недели, "Аватара: Путь Воды" и "Кота в сапогах 2" никто не рекламирует и официально его в прокате нет. Так обстоят дела и они характеризуют весь год в принципе.

Выходят, разумеется, чебурашные

"Баба Яга спасает мир" и "По щучьему велению". Сложно объективно оценить их популярность, потому что КиноПоиск в очередной раз, хотя и в более наглом виде, решил, что фильмы сами не справятся, поэтому накручивает им оценки.

Пропагандистские фильмы не работают, будь то комедия "За Палыча" или выдуманная драма, основанная на "реальных" событиях "Свидетель".

Тем не менее, "Вызов" действительно заслуживает внимания за счёт аспекта, который выделяется не только на фоне отечественного кинематографа , но и на фоне мирового — первый фильм, снятый в космосе. Но очевидно , что такой популярный фильм, ещё до своего выхода, не мог быть прозрачен в своём сценарии, который испортил столь гениальный маркетинговый ход.

"Сердце Пармы", "Повелитель Ветра" и все вышеназванные эскапистские картины стали популярны за счёт своего года и событий вокруг. Изредка, однако, появляются проекты вне системы. Сериалы "Слово Пацана", "Король и шут", "Кибердеревня" или "Цикады". Из драматических фильмов можно выделить "Снегирь".
Шума наделал и недавний "
Мастер и Маргарита", снятый раньше всех этих событий и поэтому так сильно выделяющийся на фоне всех остальных чебурашеподобных фильмов.

Итог.

Три десятилетия, как на ладони прошли довольно неплохо для нового государства, которое каждую декаду имело проблемы катастрофического характера: дефолт, теракты, санкции... Киноиндустрия имела свои проблемы почти ментального характера. Если тезисно, то у неё было пять главных проблем, которые то увеличились, то уменьшались в своей прогрессии.

  1. Нужно почему-то дать ответ Голливуду.
  2. Вспоминать прошлое чаще, чем настоящее.
  3. Бесконечные военные фильмы.
  4. Пропаганда.
  5. Блат.

Но при этом рост и разнообразие фильмов на лицо. От дешёвых и почти беспомощных внешне картин, до крупно бюджетных блокбастеров или стильных авторских проектов. А когда государство заинтересовано в создании фильмов, но при этом не вмешивается, нам практически нет равных! Будь то "Левиафан" или "Грех", но при этом оно же и испортило судьбы некоторым картинам, будь то забаненные "Айта" или "Сказка" Сокурова. А ведь до этого момента, каждый год отечественные фильмы были участниками главных фестивалей мира и даже участвовали в оскаровской гонке в разных категориях. Да, наш кинематограф не предел мечтаний, но уж точно не находится в месте, где никогда не бывает светло.

________________

Вуди Аллен негодует...
Вуди Аллен негодует...

А что Вы думаете насчёт российского кинематографа? Пишите в комментариях и оставляйте свои российские лайки!
Всем добра и здоровья! Не забудьте подписаться!