Найти в Дзене
СамЭлектрик.ру

HI-END звук - реальное качество или заблуждение?

Оглавление

Как инженер с высшим р/тех образованием и радиолюбитель со стажем, когда-то в молодости увлекавшийся разработкой УМЗЧ, кое-что в теме понимаю, пусть и не считаю себя экспертом.

Статья относится к теме "HI-END" звучания и ламповой техники, что было очень популярно пару десятилетий назад. Автор - читатель Юрий К, он оставил свой комментарий к статье

По поводу различных стабилизаторов - считаю фигней полной и напрасной тратой денег. Усилители питаются постоянным напряжением. В идеале для питания УМЗЧ нужен идеальный источник напряжения с нулевым (или близким к нему) вых. сопротивлением по переменному току звукового диапазона (чтобы помехи не проникали в усилительный тракт по цепям питания).

Синусоида - это первейший враг блока питания УМЗЧ, полностью избавиться от помех по питанию частотой 50/100 Гц практически невозможно - их можно лишь уменьшить. Лучше всего с этой задачей справляются импульсные БП - главным образом потому, что сгладить конденсаторами пульсирующий (после выпрямления диодами) ток 340 Вольт легче, чем 35/70/100 Вольт.

Если бы на вход блока питания попадала не синусоида, а прямоугольный сигнал - качество выходного напряжения после БП было бы гораздо лучше. Впрочем, применение качественного БП позволяет не опознавать на слух помехи промышленной частоты даже прожжённым меломанам. ИБП, повторюсь, для УМЗЧ - как собаке пятая нога.

Модный "ламповый" звук

Теперь по поводу ламповых УМЗЧ. Действительно, мягкость их звучания по сравнению с транзисторными (включая и УМЗЧ на полевиках) признаётся всеми, несмотря на то, что уровень гармоник у них нередко превышает 1-3%.

Усилитель ламповый, fisher 100c, 60-х годов
Усилитель ламповый, fisher 100c, 60-х годов

Основных причин этого явления две, и лежат они в особенностях восприятия слухом человека звуковых волн.

Вот ещё статья на канале про ламповую технику:

1. Выходная характеристика ламп

Так как выходная характеристика ламп линейная (в отличие от транзисторов, у которых она "квадратичная"), то на выходе лампового УМЗЧ присутствуют преимущественно чётные гармоники, которые ухо человека воспринимает как основной сигнал. Возьмите "октаву" на любом инструменте - две ноты для уха человека будут звучать как одна (нижнего регистра), но более сочная.

Даже 5% второй гармоники ухо обычного человека, скорее всего, не услышит. У транзисторов, ввиду их нелинейной выходной характеристики, преобладают нечётные (1,3,5) гармоники, плюс из-за той самой пресловутой нелинейности появляются интермодуляционные искажения (если на вход подать 2 частоты - к примеру, 1200 и 1350 Гц, то на выходе появятся три - 1200, 1350 и 150 Гц). А вот эти "примеси" в буквальном смысле слова "режут" слух, даже если их уровень в сотни, тысячи раз меньше "ламповых".

2. Динамики вносят подавляющее большинство искажений

Свою лепту в искажения вносят динамики с их нелинейной реактивной нагрузкой. Почему-то считается, что низкое (десятые доли Ома и ниже) выходное сопротивление усилителя - это благо, хотя на самом деле это далеко не так.

Ещё в советские времена умные люди доказали, что динамики с их индуктивной нагрузкой лучше всего питать не напряжением, а током. Вот и выходит, что характеристики транзисторных УМЗЧ измеряются на активной 2/4/8/16 Ом балластной нагрузке (резистор), а в реальности на выход УМЗЧ подключается индуктивно-ёмкостная нагрузка.

Высокое выходное сопротивление ламповых УМЗЧ позволяет сгладить вышеназванные недостатки акустических систем (АС).

Кстати, тогда же, ещё в советские времена, энтузиасты проводили опыт - подключали последовательно с АС резистор с сопротивлением в несколько раз больше самой колонки, плюс колонку шунтировали впараллель дополнительным резистором. Разумеется, мощность выходного сигнала на АС падала в несколько раз, зато спектр её звучания сразу же смещался из области "сухого" транзисторного звучания в область мягкого "лампового".

Настоящий живой звук

Ну, и последнее... На вкус и цвет товарищей нет, и хороший звук даст, ИМХО, только симфонический оркестр в специально построенном для него помещении. После оркестра по степени убывания - винил на качественной аппаратуре (у меня был Арктур-006 с переделанным усилителем) и катушечный магнитофон на скорости не ниже 19,05 см/с (Электроника ТА1-003, Орбита-106). И всё...

Цифровую музыку в формате mp3 можно слушать на любом звуковоспроизводящем устройстве - её качество от этого, ИМХО, не пострадает (страдать там просто нечему, основную "грязь" в звуковой сигнал вносят шумы квантования).

А если нет первоисточника качественной музыки - стоит ли заморачиваться качественной акустикой? Покупайте любой устройство, даже дешёвое китайское...

Спасибо за статью Юрию К.

Другие статьи в тему:

------------------------------------

Подписывайтесь на Дзен СамЭлектрик.ру и делитесь опытом в комментариях!

Внимание! Автор не гарантирует, что всё написанное на этой странице - истина. За ваши действия и за вашу безопасность ответственны только вы!