Мы уже много раз об этом писали и сегодня, не задумываясь, напишем еще раз: безопасность – самое главное в дорожном движении и использовании транспортных средств. Помимо контролирующих органов, о безопасности на дорогах общего пользования должны заботиться все водители, пешеходы и другие участники. В прошлом, когда по улицам мчались первые автомобили, безопасность дорожного движения в гораздо большей степени зависела от водителей, чем сегодня. В современный век, насыщенный электронными системами помощи, транспортные средства оснащаются различными датчиками и устройствами, которые частично берут на себя роль обеспечения безопасности дорожного движения и существенно помогают водителям. Итак, сегодня мы рассмотрим эти системы, в частности системы активной и пассивной безопасности.
Характеристики и различия между активными и пассивными системами безопасности
Когда мы говорим о безопасности дорожного движения, за безопасность в транспортных средствах отвечают две категории систем и устройств. Первая группа – это элементы пассивной безопасности. Само название подразумевает, что эти элементы безопасности не будут активны во время работы автомобиля, а будут участвовать в обеспечении безопасности более или менее пассивно. Их характерной особенностью является то, что они используются только в тот момент, когда аварию невозможно предотвратить, либо применяются лишь вскоре после аварии.
С другой стороны, есть элементы активной безопасности. Это системы и устройства, которые активно участвуют в повышении уровня безопасности при движении по дорогам общего пользования. Эти системы имеют задачу предотвратить возникновение дорожно-транспортного происшествия или предотвратить его полностью.
Оба типа систем безопасности устанавливаются в автомобилях целенаправленно, и их основная задача – защитить пассажиров от дорожно-транспортных происшествий. Если авария все же произошла, их второстепенная задача — защитить всех участников от травм или ненужной смерти.
Что такое пассивная безопасность автомобиля?
Как мы уже говорили, функции пассивной безопасности активируются в момент ДТП или вскоре после него. Сюда можно отнести, например, различные элементы конструкции автомобиля, такие как зоны деформации, усиления внутри кузова, а также подушки безопасности, ремни безопасности, конструкцию сидений и подголовников, наличие детского сиденья в автомобиле и его крепление к система Isofix, или система eCall, которая после экстренных служб будет вызвана в случае аварии.
Зоны деформации автомобиля – они расположены по всей окружности автомобиля и их задача – смягчение удара и передаваемых сил от столкновения. На практике кажется, что если мы посмотрим, например, на то, что спрятано за передним или задним бампером практически любого автомобиля, мы обнаружим, что имеется либо элемент усиления (стержень или защитный элемент), либо пустое место. Это пустое пространство используется для того, чтобы бампер сжимался при ударе, поглощая силу удара. Благодаря этому в кабину автомобиля передается лишь небольшое усилие.
Усилители внутри других частей кузова и прочность конструкции кузова имеют одну и ту же задачу – защитить пассажиров от сил удара и предотвратить такую деформацию кузова, которая может поставить под угрозу жизнь пассажиров.
В связи с этим очень важна также правильная конструкция сидений и подголовников, которые в сочетании с ремнями безопасности и подушками безопасности, будь то передние, коленные, шторковые или другие, обеспечивают максимальную защиту пассажиров. Раньше использовались двухточечные ремни безопасности, а сегодня используются только трехточечные, которые гораздо безопаснее. Подушки безопасности, по крайней мере передние, можно найти в базовой комплектации практически каждого современного автомобиля. Система крепления детского сиденья Isofix также присутствует во многих современных автомобилях и помогает защитить наиболее уязвимых пассажиров.
Если аварии избежать невозможно, некоторые европейские автомобили оснащены системой eCall, которая предназначена для автоматического вызова служб экстренной помощи в случае столкновения.
Что понимается под активной безопасностью автомобиля?
К элементам активной безопасности относятся различные современные системы, устройства и датчики, а также самые основные функциональные элементы каждого транспортного средства и, наконец, что не менее важно, фактор самого водителя, его стиля вождения и того, как он управляет автомобилем.
В автомобиле может быть установлено бесконечное количество различных систем безопасности, но сотрудничать с ними должен еще и ответственный водитель, который не рискует попасть в дорожно-транспортное происшествие на дороге.
Базовыми элементами активной безопасности являются, конечно же, полноценные тормоза и все другие системы и агрегаты автомобиля. Исправно работающие фары автомобиля не менее важны, и не только при движении в темное время суток. Одним из основных условий безопасности дорожного движения является известный лозунг «видеть и быть увиденным».
Однако если говорить о современных системах безопасности, то, пожалуй, наиболее известными являются системы с аббревиатурами ABS, ESP, ASR, TCS или PDC и различные другие.
Система ABS – антиблокировочная система тормозов – служит активным элементом безопасности при экстренном торможении. Он предотвращает блокировку колес, благодаря чему водитель сохраняет контроль над автомобилем даже в критической ситуации. В то же время данная система не ограничивает функциональные возможности тормозной системы. Во взаимодействии с этой системой работают и другие подобные системы, такие как противобуксовочная система, система стабилизации автомобиля, ассистент трогания с места или, например, ассистент парковки, подключенный к одной камере заднего вида или нескольким камерам, фиксирующим происходящее вокруг. машина.
Большинство вспомогательных систем (ABS, ESP, ASR) работают, регулируя характеристики автомобиля путем активации тормозов на отдельных колесах. Таким образом можно предотвратить занос на скользкой поверхности, избыточную или недостаточную поворачиваемость колес. Другие системы помощи способны, например, предупреждать водителя об отклонении от полосы движения, а могут проверять степень усталости, следить за дорожными знаками и скоростным режимом и отображать данное предупреждение водителю на дисплее.
Мы можем незначительно включить мощность двигателя в элементы активной безопасности. В руках опытного и ответственного водителя автомобиль с более мощным двигателем может легче обгонять другие транспортные средства и, следовательно, проводить меньше времени на встречной полосе. Однако в руках безответственного и опасного водителя высокая мощность двигателя может стать оружием.
Заключение
Безопасность дорожного движения будет обеспечена, особенно если каждый водитель перед каждой поездкой осознает, что автомобили, полезные, поскольку они являются помощниками, являются очень опасными машинами. Современные автомобили оснащены рядом систем безопасности, которые помогают нам управлять автомобилем и обеспечивают повышенный уровень безопасности на дороге. Однако крайне важно, чтобы мы, водители, использовали эти системы лишь как своеобразные дополнения к основному элементу безопасности дорожного движения, которым по-прежнему является человек (пока на наши дороги не приходят полностью автоматизированные транспортные средства без необходимости их управления). .
Всегда ведите себя вежливо на дорогах и соблюдайте нормы и правила, действующие во всем мире. Поскольку мы не одни на дороге, речь идет не только о нашей собственной безопасности, но и о безопасности всех участников дорожного движения.