Найти тему
НУАР-NOIR

Сумрачная притягательность неведомых дорожек

-2

Признаюсь, не всё иллюстративное наследие Антонио Хавера Капаро мне нравится. Например, образы, созданные для клонов в стиле Гарри Поттера («Перси Джексон» и прочее подростковое фэнтези), не особо впечатлили.

Но ощущение категорически меняется, когда вы видите работы, сотворенные как бы сами по себе, то есть без привязки к некому литературному источнику, когда у художника есть возможность стать в полном смысле Автором, а именно, и родить идею, и воплотить её на бумаге (чуть реже - на полотне).

Этот канадский живописец кубинского происхождения неоднократно возвращается к теме, когда говорится, что всякий субъект жизни является частью огромного Бытийственного Орнамента. То есть персонажи иллюстраций и несут узор на себе, и сами при этом являются частью узора.

Это не просто красивая метафора – это суть всего происходящего вокруг. Даже нелепые случайности наделены особым, не всегда очевидным для постороннего взора смыслом. Промысел – то, чему нас учит традиционная религия.

Впрочем, даже для частичного его постижения не всегда достаточно возможностей обычного человеческого разума. Чем глобальнее Узор, тем выше надо возноситься над окружающей действительностью, нередко осознанно дистанцируясь от неё. Не презирая, не проклиная, но охватывая взглядом и осознавая.

Не исключено, что именно по этой причине в творчестве Капаро очень явственно звучит тема «медитации». Но не как какой-то причудливой, почти сектантской практики, но в качестве стремления преодолеть себя, почувствовать вибрации окружающего мира, войти в ритм действительности.

В любом случае наша реальность так и останется непостижимой, поскольку, отвечая на одни вопросы, вы получаете множество иных. Отсюда и берётся извечная тоска человека по Истине. Не какой-то отвлеченной «правде», которая, как известно, у каждого – своя собственная, но безуспешное стремление к некому Абсолюту.

Это было выражено в терзаниях средневековых алхимиков, которые ставали целью вовсе не превращение свинца и золото. Это было лишь «побочным эффектом» воздействия «пятой эссенции» или квинтэссенции (если прибегать к латинским терминам) - особого вещества, позволяющего постигать суть вещей. В бульварной литературе также известного как «философский камень».

Может быть, по этой причине многие из персонажей картин Капара будто бы снабжены «каменной кожей». Ведь камень лучше бумаги хранит старые секреты, что может подтвердить любой археолог. Так и видится название книги - «Древние тайны на каменной коже».