«Стеклянная луковица» стала одним из самых ожидаемых фильмов этого года, так как была своего рода продолжением детектива «Достать ножи». И это обстоятельство многих дезориентировало. Наличие в действии такого персонажа как Бенуа Бланк не делает кинокартину в прямом смысле сиквелом некогда резонансного проекта.
«Стеклянная луковица» не лучше и не хуже, чем «Достать ножи» - она категорически иная. А другая она по причине того, что режиссер Райан Джонсон на сей раз решил спародировать иные ленты, нежели это было в первой части. К «ножам» мы вернемся в отдельном материале, а пока отметим, что «луковица» - это гибрид из «Острова фантазий» и «Улики» (1985).
Предположение, что предполагается употребить мотив «Десяти негритят» было ошибочным. Именно в указанном случае Агату Кристи учитывали меньше всего. Инакость предложенной ленты можно было отметить даже в филигранном использовании едва заметных аллюзий к прочим фильмам.
Например, человек с пистолетом во тьме на фоне полупрозрачной стены весьма напоминает кадр из «Эквилибриума». А потому не шутку начинаешь опасаться за судьбу находящейся в особняке на острове «Моны Лизы». Если вы помните «Эквилибриум», то этот фантастический триллер начинается с того, что легендарную картину сжигают из огнемета (теперь понимаете, откуда взялся финал?)
Опять же весьма иронично обыграна тема «преступления в закрытой комнате». Замкнутое пространство стало отсылкой к самоизоляции, в которой пребывали многие ещё в недавних условиях. Повод для мрачной иронии и деконструкция образа сыщика.
Только не частного детектива из нуара, а сыщика-дилетанта из классических произведений. А потому метод Бланка окончательно возведен в степень болтологии. Мол, в ходе пространных рассуждений вслух непременно сложится нужная для раскрытия дела цепочка из нейронов. Оттого говорить надо как можно больше.
Вопреки ожиданиям, трупов в деле окажется не так уж много. И самое важное - не погибнет пригласивший на остров компанию странных друзей эксцентричный миллиардер, который планировал разыграть свою гибель, дабы предложить «игру в детектив». Нечто среднее между криминальным квестом и детективной настолкой.
Получилось недурно, когда сценарий вышел из-под контроля. Хотя вовсе не это главная тайна фильма. И даже не злополучная салфетка, запустившая цепочку трагичных событий. Если «Достать ножи» был фильмом самим по себе, созданным ради любви к искусству, то «Стеклянная луковица» - это уже «произведение с умыслом».
Так в чем же главная тайна фильма? – спросите вы. Это действие, направленное против Илона Маска. Именно его весьма напоминает персонаж Эдварда Нортона, а вовсе не Тома Круза из «Магнолии». А что это означает на практике? Правильно!!! Маск собрался в политику и указанный фильм – это первый шаг по его дискредитации. Ничто не ново под Луной. У Уильяма Хёрста был «Гражданин Кейн», у Хью Лонга - «Вся королевская рать», у Дональда Трампа – «Город порока», а у Илона Маска – «Стеклянная луковица».