Найти тему
Александр Геннадьев

Два Эсмонт и их времена года. В Краснодаре открылась выставка, на которой представлены работы двух поколений художников

Фото Татьяны Козьминой "Горячий ключ"
Фото Татьяны Козьминой "Горячий ключ"

«Времена года» – так называется ретроспективная выставка Александра Эсмонт, открывшаяся в середине января в Краснодарском выставочном зале Союза художников России при поддержке галереи «Арт-Союз», что находятся в старинном особняке по улице Октябрьской. Проект стал возможен, как и в свое время выпущенная книга-альбом, посвященная творчеству замечательного живописца, благодаря издательскому дому «Кот» и лично Татьяне Козьминой.

Экспозиция примечательна еще и тем, что можно увидеть искусство и Вячеслава Эсмонт, отца художника, живописца интересного, тонкого, и таким образом оценить и проследить преемственность, духовное родство двух Эсмонт. Более 100 работ представлены здесь, и практически все эти пейзажи посвящены Кубани, родине Александра, где он родился в 1950 году.

Александр Вячеславович со своего первого дня был окружен любовью и семейным теплом, и, наверное, основное образование, как сам считает, получил все-таки не в Краснодарском художественном училище, а главные профессиональные и эстетические уроки взял от отца и от встреч, общения, дружбы с прекрасными художниками, среди которых были Василий Нечитайло и Григорий Цейтлин.

Сказать, что Александр с малолетства бредил красками, нельзя, сфера его увлечений была широкая, мальчика манила журналистика, танцы, но поездка в Москву и Санкт-Петербург, тогда Ленинград, музеи двух столиц и фантастические пригороды Петербурга невероятно взволновали юную душу, и уже в конце путешествия сомнений не оставалось в выборе творческого жизненного пути. К тому же дом всегда был полон гостей, друзей-художников, и их беседы, споры, уважительное отношение между членами семьи, к вере, посещение церкви скорее всего и сформировали большую личность, дав настоящий внутренний стержень. Конечно же, такой силой духа отличался прежде всего отец – человек с судьбой интересной и драматичной.

Вячеслав Эсмонт родился в Петербурге еще до революции. Однако 1917 год и до этого гибель кормильца семьи заставили пятнадцатилетнего мальчика уйти послушником в монастырь, но в результате гонений на духовенство и нежелание доносить на настоятеля, отнесшегося к нему по-отечески, юноша был отправлен в Соловецкий лагерь. В середине 1930-х годов Вячеслав все-таки смог покинуть Север и уехать в Горловку, на Донбасс, потом было художественное училище в Краснодаре, дальше война, контузия и после демобилизации в победном 1945 году возвращение в столицу Кубани.

Работы Вячеслава Александровича поражают своей законченностью, глубиной, едва заметной грустью и внутренней степенностью, но это сдержанность души, познавшей немало страданий и лишений. Однако все его пейзажи несут сердечность и внутренний уют, взять те же горячеключевские деревенские домики и природу, окружающую их, «Зиму. Федоскино» с небольшим сельским храмом. Но поразительно и другое – умение Вячеслава Эсмонт в холод и неуют поселить тепло и свет.

«Зима.Федоскино». Вячеслав Эсмонт. Фото Татьяны Козьминой
«Зима.Федоскино». Вячеслав Эсмонт. Фото Татьяны Козьминой
«Горячий Ключ». Вячеслав Эсмонт. Фото Татьяны Козьминой
«Горячий Ключ». Вячеслав Эсмонт. Фото Татьяны Козьминой

У Александра в работах уже иная атмосфера, в картинах присутствует покой благостный, без тревоги. Правда, есть один нюанс: если до начала 1980-х годов он работал исключительно акварелью, то последующее творчество было отдано масляным краскам. Акварельная эпоха, без всяких сомнений, изящна, плодотворна, впрочем, как и нынешний период, не менее успешный, содержательный.

Какой у него легкий Крым! К примеру, «Улица в Бахчисарае» безлюдна, но не пустынна, в ней столько летнего, солнечного настроения, южного покоя, неуловимого аромата, что хочется вдохнуть и особенный воздух, и все чудные крымские запахи. А вот зима с заснеженными хатами, опять же с храмом, относит нас ко времени и нынешнему, и старинному. Этакая «Зимка» на века.

В полотне «Лунная ночь» все освещается по-особенному, очень тихо. Несмотря на темное время суток, картина вся «подсвечена» – в небе между тучами высоко виден глаз луны, а внизу в воде его отражение и красные огоньки в окнах домиков. Столько жизни, покоя и мира в ночи! Конечно, здесь надо быть романтиком и поэтом, чтобы поймать подобное состояние природы. Кстати, крошечные костры, фигурки лошадей, стога сена, птицы, причаленные лодки, мостки гармонично дополняют друг друга в его удивительных полотнах, где осенние пейзажи совсем не грустные и не прощальные, а просто неторопливые, размеренные. Вообще, цвет у художника чуть приглушен, местами в своем спокойствии «невозмутим».

«Лунная ночь». Александр Эсмонт. Фото Татьяны Козьминой
«Лунная ночь». Александр Эсмонт. Фото Татьяны Козьминой
«Пленэр». Александр Эсмонт. Фото Татьяны Козьминой
«Пленэр». Александр Эсмонт. Фото Татьяны Козьминой
«Зимний день». Александр Эсмонт. Фото Татьяны Козьминой
«Зимний день». Александр Эсмонт. Фото Татьяны Козьминой

Все те же чувства присутствуют и в его «Кострах рыбацких», с разливом рек, озер, лиманов. К воде у Александра Вячеславовича особое отношение, и сказать, что он любитель рыбалки, значит, ничего не сказать. Как говорит сам художник, «рыбалка – моя вторая половина жизни, и удочка со мной с раннего детства». На самом деле, они прекрасны, его бесконечные водные просторы, где отражаются чистый лунный свет, мерцание ночных костров, тишина дня, вечера и ночи и «крик» пролетающих птиц. С другой стороны, казалось бы, а что нового в его работе «Кубанская ночь», где перед нами все тот же привычный пейзажный комплект, но в том-то и секрет, что член Союза художников России Александр Эсмонт, как никто, из всего этого умеет создать лирический, мечтательный, задушевный ноктюрн. В чем, наверное, и есть ценность истинного творца.

Александр Геннадьев

Источник