Найти в Дзене

Françafrique или призрак независимости

В 1960 г. произошло важное региональное событие, получившее название «год Африки», когда независимость от западных колонизаторов получили 17 государств. Самых крупных владений в Восточной и Экваториальной Африке лишилась Франция, из этих территорий было образовано 14 государств. Из владений Великобритании, Бельгии и Италии по одному государству (см. карту). Однако, как вы понимаете, западные капиталистические упыри, срощенные с правительствами своих стран, годами высасывавшие ресурсы из этих земель, не могли просто так оставить такой лакомый кусок.

Так родилась концепция «франсафрика» (фр. Françafrique), когда бывшая колония получает международное признание и видимость суверенитета, но экономически и финансово полностью продолжает зависеть от, вроде как, бывшей метрополии. Реализовывалось это господство через сохранение на подконтрольных территориях французского франка КФА, либо приравненной к нему местной валюты.

Франк КФА (в переводе Французские африканские колонии) введён декретом французского правительства 26 декабря 1945 г. Изначально был привязан к курсу французского франка, а с 2002 г. к евро. Вновь испечённые «независимые» страны Африки были обязаны размещать около 65 % своих валютных резервов в Казначействе Франции, взамен получали конвертируемость франка КФА к французскому франку. Франция до сих пор сохраняет право блокировки счета стран Зоны франка в случае овердрафта счета, т.е. если сумма перевода превышает находящиеся на нем средства.

Следующие механизмы контроля хорошо известны, это воспитание местной профранцузской элиты, обучающейся в ВУЗах метрополии, и протежирование их на ведущие посты в новых государствах, использование банального подкупа нужных представителей правящего класса или применение военной силы в отношении несогласных с курсом «большого брата» (к примеру, военные интервенции Франции в Мали и ЦАР в 2013 г.). Есть данные, что африканские диктаторы отчисляли французским президентам настоящую дань (свержение Муаммара Каддафи было связано с огромными долгами Николя Саркози перед ним). Ни для кого не секрет, что эти механизмы использовались для продолжения выкачивания сырья из нищих стран Африки на льготных условиях.

Однако ситуация резко изменилась, когда Россия вновь заявила себя как субъекта международной политики на африканском континенте. К примеру, в Буркина-Фасо в 2021 г. при поддержки России (ЧВК «Вагнер») усилились протесты противников французского военного присутствия, а некоторые протестующие даже несли российские флаги. В 2021 г. Франция вывела свои войска из Мали после того, как страна начала работать с российскими военными подрядчиками. Переворот в Нигере летом 2023 г., как вы понимаете, также проходил при поддержке наших военспецов.

Протестующие в Буркина-Фасо с российскими флагами
Протестующие в Буркина-Фасо с российскими флагами

Поэтому мы не удивляемся, что 19 января 2024 г. в Москве премьер-министр Ламин Зейн подтвердил желание Нигера и его союзников — Мали и Буркина-Фасо — освободиться от французского контроля их финансовой системы (в странах до сих пор нет своей валюты, ее заменяет западноафриканский франк, единая денежная единица для бывших французских колоний). За четыре дня визита были достигнуты договоренности о комплексном сотрудничестве во многих сферах: от военной и медицинской до гуманитарной и промышленной.

А если учесть, что МВФ поместил Нигер в список самых быстроразвивающихся экономик мира на 2024 г., страна занимает первые строчки рейтингов по приросту населения, и Нигер имеет большие запасы урана, который очень редкий и цены на него постоянно растут, то мы с вами понимаем, что Путин нанес удар в самое сердце французской полуколониальной системы, лишая эту страну стратегического ресурса для атомной промышленности Франции (у них нет собственных месторождений урана). Поэтому Макрон готов всячески поддерживать «режим Зеленского» и подливать масла в огонь СВО при помощи поставок вооружения и техники.

Таким образом Нигер свой выбор, видимо, уже сделал, и путь его лежит явно не в Вашингтон или Париж.