Найти в Дзене
Мой прекрасный дом

Дома с монолитными железобетонными стенами стоят уже почти 100 лет, и разваливаться не собираются

Монолитное железобетонное строительство в нашей стране началось еще при царе Горохе, но только в конце 1920-х годов этой теме было придано новое, гораздо более мощное направление – строительство прочных и долговечных домов. И практически все эти дома, построенные почти 100 лет назад, преспокойно стоят и сегодня, и разрушаться совершенно не собираются. К публикации прилагается материал из старого советского журнала, в котором рассказывается о строительстве первого в СССР многоэтажного железобетонного дома. Я уже много раз писал про прелести монолитного железобетонного жилищного строительства, но многие мои читатели мне почему-то не верят. И я никак не мог им доказать, что строить надо только монолитный дом, чтобы впоследствии с проживанием не было проблем ни зимой, ни летом. Однако недавно я нашел, наконец-то, материал, который прекрасно может убедить моих оппонентов в том, что именно монолитное железобетонное строительство – это будущее нашей страны. И этот материал пришел из старого с

Монолитное железобетонное строительство в нашей стране началось еще при царе Горохе, но только в конце 1920-х годов этой теме было придано новое, гораздо более мощное направление – строительство прочных и долговечных домов. И практически все эти дома, построенные почти 100 лет назад, преспокойно стоят и сегодня, и разрушаться совершенно не собираются. К публикации прилагается материал из старого советского журнала, в котором рассказывается о строительстве первого в СССР многоэтажного железобетонного дома.

Госпр́ом (Дом Государственной промышленности) - первый советский небоскрёб, построенный из монолитного железобетона в 1925-1928 годах на самой большой площади Харькова - площади Дзержинского
Госпр́ом (Дом Государственной промышленности) - первый советский небоскрёб, построенный из монолитного железобетона в 1925-1928 годах на самой большой площади Харькова - площади Дзержинского

Я уже много раз писал про прелести монолитного железобетонного жилищного строительства, но многие мои читатели мне почему-то не верят. И я никак не мог им доказать, что строить надо только монолитный дом, чтобы впоследствии с проживанием не было проблем ни зимой, ни летом.

Однако недавно я нашел, наконец-то, материал, который прекрасно может убедить моих оппонентов в том, что именно монолитное железобетонное строительство – это будущее нашей страны. И этот материал пришел из старого советского журнала почти 60-летней давности, который случайно завалялся у меня за старым диваном еще в те далекие времена.

Но сначала я снова представлю свои личные доказательства, а потом просто подкреплю их старым, но убедительным архивом.

Итак, вот мои доказательства.

Во-первых, монолитные стены не продуваются вообще ни в какую погоду. Если стена сборная (блочная, кирпичная и т. д.), то она хорошо может продуваться через кладочные швы. И не надо мне рассказывать, что если швы выполнены правильно, то ничего продуваться не будет. Тут ключевое слово «если» - то есть «если выполнены правильно».

А если выполнены неправильно? У нас сегодня такая культура строительства, что правильно строить жилые дома нашим бюджетным частникам получается далеко не всегда, причем понятие «далеко не всегда» - это синоним понятию «почти всегда».

Монолитный бетонный дом с панорамными окнами
Монолитный бетонный дом с панорамными окнами

Ну что вы хотите от бюджетного строительства? Бюджетный строитель – это вам не Золотая Рыбка, не скатерть самобранка и не ковер-самолет. Он строит, как может, а может он обычно только на те деньги, которые получает. А от наших бюджетников он много не получает, потому и кладочные швы он делает такие, которые в основном не продуваются, но во многих местах продуваются так, что никакого смысла в остальных непродуваемых местах просто нет.

А вот монолитные стены не продуваются, и хотите знать, почему?

Ладно, проехали. Все и так знают, что если нет швов, то и продуваться нечему. А в монолите швов нет, если кто не знал, и поэтому причины для продувания просто нет. Это закон физики.

Во-вторых, монолитные стены очень стойкие ко всем видам потрясений – что земляных, что воздушных, что водяных. Монолитную стену не расколешь, просто стукнув по ней ногой, даже удар головой об нее не принесет такой стене никакого вреда. Было много случаев, когда о монолитные стены разбивались даже пароходы, идущие на всех парах. Я однажды гнал по реке на своем глиссере, не справился с управлением и врезался в бетонный забор, стоявший прямо на берегу. Хорошо, что я умный и вовремя догадался спрыгнуть в воду, а вот моей лодке настал конец. Хозяин забора, кстати, ничего так и не заподозрил – на бетоне не осталось ни одной царапины.

В-третьих, монолитная железобетонная стена – это прекрасный способ устроить в доме огромные панорамные окна. Так как армированный монолит не подвержен никаким флуктуациям в плане растрескивания и трещинообразования, то и большие окна в таких стенах чувствуют себя просто отлично. Многочисленные свидетельства этому можно увидеть практически во всех проектах монолитных бетонных домов, например, городских многоэтажек. Ну, а если в высотных домах можно устраивать панорамные окна без опасения того, что они в один прекрасный день повылетают вместе с рамами, то в частных малоэтажных домах их ставить сам Бог велел.

Старый советский дом с монолитными стенами. В такие дома обычно заселяли колхозников семьями
Старый советский дом с монолитными стенами. В такие дома обычно заселяли колхозников семьями

В-четвертых, строительство монолитных стен заметно дешевле, чем многих других распространенных сегодня вариантов. Кто бы там что ни говорил про сложность возведения таких стен – это всё совершенно не соответствует истине. В доказательство хочу привести старую раритетную статью, в которой кратко описывается строительство одного советского железобетонного сооружения с панорамными окнами, которое было построено еще чуть ли не при Ленине, но прекрасно стоит до сих пор, и валиться не собирается.

А ведь с момента строительства прошло уже почти 100 лет!

Может, кто не знал, но до этого в СССР монолитные железобетонники не строили, а надобность в них появилась только тогда, когда потребовалось увеличить темпы городского строительства, но на традиционные стройматериалы у страны денег просто не было – большевики все деньги истратили на возведение более важных строительных объектов, например, на цементные заводы. А вот городское строительство буквально осталось без финансирования, и даже цемент не на что было закупать.

И тогда какая-то светлая голова и предложила советскому правительству – а давайте-ка строить из дешевого бетона, ведь цемента в стране просто залейся!

Ну, правительство посмотрело, подумало, проверило, и ответило – а давайте-ка!

Ну, вот и начали придумывать наши архитекторы бетонные здания, а строители – их строить. Цемент в те годы стоил сущие копейки, проблема была только со стальной арматурой, но так как для советских строительных корпораций цемент и песок обходились очень дешево, то вышло баш на баш.

Старый советский сарай из монолитного бетона. Дом за ним - кстати тоже. Этому жилому комплексу уже лет 70, не меньше
Старый советский сарай из монолитного бетона. Дом за ним - кстати тоже. Этому жилому комплексу уже лет 70, не меньше

И вот, большая многоэтажка в 14 этажей, построенная в Харькове в 20-х, стала первой ласточкой во всем железобетонном советском домостроении, и успешный опыт ее возведения стал примером для появления массы других гораздо более масштабных строительных проектов из бетона, в частности – Днепрогэса и Магнитогорского металлургического комбината.

Однако очень широко железобетон стал использоваться и в жилищном домостроении, и не только городском, но и сельском. Как-то я лет пять назад порылся в архиве Томского сельскохозяйственного института и обнаружил несколько типовых проектов коровников 30-40-х годов – все они были из бетона. Также нашлись бетонные проекты колхозных бань, сараев и парикмахерских. Мало того – из бетона строили даже жилые дома, и практически все они дожили и до сегодняшнего дня.

Таким образом я хочу популяризовать частные загородные жилища со стенами из монолитного железобетона для тех застройщиков, которые хотят построить себе дома быстро и недорого, но чтобы одновременно эти дома были теплыми, прочными и долговечными. А для того, чтобы никто не сомневался в том, что именно железобетонное частное строительство является единственным будущим в нашей суровой реальности, надо хорошо знать прошлое этой темы.

Вот я и представляю материал о первом применении железобетона в деле городского строительства в нашей стране, а потом буду выкладывать новые статьи по этой теме. И советую ко всей этой информации отнестись максимально серьезно, потому что светлое будущее нашей страны ковалось еще в прошлом, и пренебрегать этим опытом я никому из наших будущих загородных домовладельцев не советую.

Кстати, материал этот раритетный, и в Интернете вы его больше не встретите.

Заголовок очерка из журнала
Заголовок очерка из журнала

Журнал «Наука и жизнь», 1965 г., №1.

ПЕРВОЕ ВЫСОТНОЕ ЖЕЛЕЗОБЕТОННОЕ ЗДАНИЕ В СССР

Инженер П. МЕЖИБОРСКИЙ, бывший рабочий-арматурщик, участник строительства Госпрома.

В 1929 году в Харькове было воздвигнуто первое в нашей стране высотное здание из монолитного железобетона: 14-этажный Дом Госпромышленности (Госпром), объем которого равен 378 тысячам кубометров.

Мысль о постройке в Харькове такого огромного здания возникла в 1925 году. Бывший рядовой губернский город по воле исторических судеб превратился в политический, хозяйственный и административный центр Украинской республики. Город оказался в тисках жесточайшего жилищного кризиса, и понадобились героические меры для его смягчения. И вот наряду с усиленным жилищным строительством решено было соорудить здание, способное вместить в своих стенах все 22 украинских треста с тем, чтобы освободить для жилья занимаемую ими площадь. Одновременно решалась и задача территориального объединения организаций, руководящих промышленностью Украины, создания нормальных условий для их работы.

Фото из прилагаемого очерка в журнале. На строительстве Госпрома (1926 г.)
Фото из прилагаемого очерка в журнале. На строительстве Госпрома (1926 г.)

ВСНХ Украины объявил всесоюзный открытый конкурс на проект такого здания. Участвовать в этом конкурсе персонально пригласили 12 наиболее прославленных архитекторов страны.

Победа досталась проекту молодых архитекторов С. С. Серафимова, С. М. Кравеца и М. Д. Фельгера, сумевших преодолеть господствовавшую инерцию традиционного классицизма и удачно воплотить в проекте веяния новой эры. Дом госпромышленности воздвигнут на площади Дзержинского - одной из крупнейших в мире (11,5 га). Прямоугольная часть площади органично переходит в круглую, где на трех прилегающих к площади кварталах и воздвигнуто здание. Девять его радиальных корпусов (в плане здание имеет веерообразный вид) сгруппированы в три массива с двумя проездами между ними. Над каждым проездом устроено по три мостовых перехода на уровне 3, 5 и 7-го этажей. Эти переходы обеспечивают непрерывность коммуникаций по всему зданию.

Начало строительства Госпрома, 1925 год. Расчистка территории
Начало строительства Госпрома, 1925 год. Расчистка территории

Острое чувство современности подсказало авторам строго функциональное решение здания, пронизанного светом и воздухом. Применение железобетонного каркаса открыло простор максимальному остеклению наружных стен. У здания нет внутренних дворов, темных помещений. Вместо пыльных чердаков под скатными крышами запроектированы были плоские кровли-террасы для отдыха сотрудников.

Огромный масштаб здания (протяженность по фасаду 300 м), смелая каркасная конструкция, необычная архитектура, построенная на пространственном взаимодействии простых геометрических объемов (вместо традиционной декоративности классического наряда), ажурный сквозной силуэт, обогащенный шестью мостами, аквамариновый колорит стекла, блещущего обилием отраженного света, - все это производит большое впечатление.

Здание, несмотря на огромный объем, поражает своей пластичностью, легкостью и вместе с тем монументальностью. Недаром оно расценивается как один из провозвестников нового направления в советской архитектуре.

Строительством Госпрома руководил выдающийся инженер П. П. Ротерт. В условиях почти полного отсутствия машин и приспособлений для механизации строительного процесса он сумел создать прогрессивную организацию работ.

Госпром в 30-х годах. С советской открытки тех времен
Госпром в 30-х годах. С советской открытки тех времен

Посетивший стройку Ф. Э. Дзержинский выдвинул инженера Ротерта на строительство Днепрогэса. В дальнейшем Ротерт возглавил строительство первых трех очередей Московского метрополитена.

Сооружение Госпрома проходило в условиях резкой нехватки рабочих-железобетонщиков. Строительная площадка здания явилась подлинной школой мастерства, взрастившей около двух тысяч квалифицированных строителей. Высокий энтузиазм рабочих, инженеров обеспечил небывалые в то время темпы бетонирования.

Примечательна и чисто техническая сторона сооружения Госпрома. Расчет его железобетонных конструкций, проведенный силами созданного непосредственно на строительстве инженерного бюро под руководством инженера М. А. Рудника, был новым словом в теории. Виднейший в то время теоретик железобетона немецкий профессор Клейнлогель, заинтересовавшийся этим сооружением, посетил стройку и дал восторженный отзыв.

Интересно, что у побывавших в разное время на стройке А. М. Горького и Анри Барбюса возникли почти одинаковые ассоциации: Горький назвал здание «организованной горой», а Барбюс посвятил строительству статью в редактировавшемся им журнале «Монд» под названием «Дом-гора».

К счастью, здание Госпрома пережило хозяйничанье фашистских оккупантов. И по сей день оно возвышается в центре Харькова, являясь как бы его эмблемой.

Русские танки на фоне здания Госпрома в Харькове
Русские танки на фоне здания Госпрома в Харькове

ДРУГИЕ МОИ ПУБЛИКАЦИИ ПО ЧАСТНОЙ АРХИТЕКТУРЕ:

Итальянский загородный авангард – образец для нашего частного строительства. К этой теме стоит присмотреться

Монолитные стены лучше сборных - кирпичных и блочных. А уж с каркасными стенами их и сравнивать нельзя

Бетонный дом из бризолита или велокса по системе «Durisol». Что это такое?

Монолитные стены из арболита прочнее, теплее, долговечнее и дешевле, чем стены блочные

Почему в отечественном частном домостроении не используются утепленные железобетонные панели?