Италия – лидер по архитектурным модам, а так как архитектура – это не только красота и практичность, то нашим очень смелым во всех направлениях загородным домостроителям следовало бы к итальянской сельской архитектуре присмотреться более пристально.
Италию нельзя поставить в один ряд с технологически развитыми державами, такими как США, Россия, Германия, Великобритания, Франция и Япония. Однако именно в Италии начинался старт очень многих мировых технологий, изменивших мир. Например, именно в Италии были заложены основы создания скоростных кораблей, самолетов и автомобилей, принципы которых были потом развиты в других странах. Ну, не хватало итальянцам технических возможностей присвоить себе собственные открытия, и потому только приходится удивляться тому, что мало кто знает, что телефон, телескоп, часы, казино, оперу, очки, джакузи и очень многое другое придумали именно в Италии.
Но свое развитие эти вещи получили совсем в других концах Европы, а то и вовсе в Америке. И это не парадокс, просто итальянцы совсем не прагматичны, они все поголовно витают в облаках, и денег не считают. Вспомните известного всем нам с детства Буратино, вот вам и образ настоящего итальянца.
Так и в строительстве итальянцы добились очень больших достижений без особых для себя прибылей. Конечно, можно было бы вспомнить тут бетон, который был изобретен древними римлянами, по сути – тоже итальянцами, и не армированные бетонные купола многочисленных храмов и соборов, многие из которых не валятся уже почти два тысячелетия. Но все же «итальянцы по сути» - это все же не итальянцы, потому что древние римляне были смесью из племен италиков, этрусков и лигуров, а современные итальянцы чуть ли не на 90% - это древние германцы – лангобарды, готы, франки и прочие подобные, включая греков и арабов на юге.
Вот поэтому следует разделять технические достижения современных итальянцев и итальянцев древних. Но и сегодня, что касается строительства, точнее - архитектуры, то итальянцы впереди планеты всей, хотя очень многие их достижения опять-таки бессовестно присвоены другими нациями. Так, мало кто подозревает, что монолитное бетонное строительство в отрыве от древних римлян было внедрено именно современными итальянцами. До этого итальянцы, как и все европейцы, развивали каменное строительство – благо, в этом южном регионе есть огромные залежи так называемого «легкого камня» - известняков и ракушечников.
Но в конце XIX столетия итальянцы снова обратили внимание на бетонное изобретение своих предков, правда, по следам англичан и французов, которые, подняв древнеримские технологии, изобрели, в свою очередь, гораздо более дешевый цемент и стали строить монолитные сооружения из бетона, получаемого из своего изобретения. И подумали итальянцы – а почему это всякие иностранцы будут пользоваться наследием наших предков? Нет уж, мы и сами с усами! Мировая архитектурная мысль должна оставаться только за Италией!
И придумали итальянцы совершенно новую технологию нового монолитного строительства – авангардную. И начали клепать бетонные дома с оригинальным дизайном, сначала примитивным, а потом с большой выдумкой. Благо, бетон очень хорошо способствовал процедуре создания самых разных архитектурных форм, но итальянцы не стали раскидываться на все подряд, а сосредоточились только на авангарде, как самом перспективном в те времена направлении.
И наклепали эти итальянцы таких бетонных домиков столько, что в стране поднялась огромная волна туризма – архитектурного. В Италию посмотреть на диковинные сооружения стала валить масса народу из Европы и Америки, а из далекого Китая вообще полилось в Италию целое цунами любопытных архитектурных знатоков. Но из Китая – позже, а сначала из Германии и России, но о России – ниже.
Однако в итоге со временем бетон всем приелся, и итальянцы решили удивить иноземцев еще больше – строили модерновые дома уже не только из бетона, но и из камня, и из дерева. Каменные дома обходились дороже, и архитектурной пластики в них было меньше, но они привлекали гораздо больше внимания, а вторые были дешевые, да и строились быстрее, и в гораздо большем количестве.
И ни в одной стране мира не было такой тяги к модернизму, даже в очень продвинутых Франции и Голландии. Там максимум до чего додумались – строить модерн из пластмассы, но эта мода быстро сошла на нет, а в Голландии, кроме всего просто и места не было, чтобы устраивать такие обширные архитектурные заповедники для туристов, как в Италии.
Но в Италии разошлись не на шутку, и эта страна в очередной раз доказала, что как минимум в дизайнерском деле ее специалисты – впереди планеты всей. Англичане пытались копировать образцы современной итальянской архитектуры, но это у них традиционно вышло так убого, что сегодня никто о каких-то «современных английских архитектурах» даже не заикается.
Американцы тоже попытались подхватить итальянскую моду, но этот народ сродни легендарному царю Мидасу – все, что попадает в их руки, перестает быть изначальным, а превращается в чисто американское, также похожее на оригинал, как цапля – на слона.
Одни французы в силу своего культурного родства с итальянцами, попытались ничего в итальянских модах не менять, но именно из-за этого произошел банальный импорт чужой моды, в данном случае итальянской архитектуры, и о каких-то «французских мотивах» тут и речи нет. Просто во Франции появились дома в итальянском стиле, и больше ничего.
И вот странно, что в Россию итальянская архитектура стала проникать только в 20-е годы, во времена СССР, но как только 10 лет спустя началась вторая пятилетка, весь этот «итальянский архитектурный авангард» превратился в «советский архитектурный конструктивизм» с далеко идущими последствиями. Однако, в отличие от Италии, этот «конструктивизм» не распространился на село, а распространялся только в городах.
Ну ладно, не стану читать лекцию по итальянской архитектуре, потому что не в этом цель моей публикации. А цель моей публикации – показать дома, которые сегодня строят в Италии сельские жители для круглогодичного проживания. Ну ладно, может это и не сельские жители, а какие-то уставшие от вонючих мегаполисов их жители, но у нас в России на селе дома тоже в основном строят сегодня не хлебопашцы и скотоводы.
Именно поэтому предлагаю посмотреть на итальянцев, и научиться делать за городом так же, как и они. Ведь уже проникала когда-то в Россию итальянская архитектура, правда, это проникновение не получило распространения чисто по идеологическим соображениям.
Но ведь сегодня никаких идеологических препон между нашими странами нет, и, поглядев, как красиво и стильно живут итальянцы, я думаю, очень многие заходят пожить с таким же европейским смаком. Тем более что, как я писал выше, в этом деле итальянцы понимают гораздо больше, чем все остальные. А к гегемонам прислушаться стоит, стоит к ним присмотреться и взять от них лучшие образцы.
Вот как раз такие лучшие, на мой взгляд, образцы сельской итальянской архитектуры я и представил в своей мини-галерее.
ДРУГИЕ МОИ ПУБЛИКАЦИИ О ЧАСТНОЙ АРХИТЕКТУРЕ:
«Дом-кольцо», он же «круглый дом» - это вероятное будущее современного частного домостроения
Можно ли жить в многоквартирном деревянном каркасном доме? Американцы - могут
Из чего у нас лучше построиться - из газоблока, или силикатного кирпича?
Каркасный дом с дешевой, но очень теплой плоской крышей. Это фантазия Манилова, или реальный проект?