При подготовке статьи "Джон Аткинсон Гримшоу - мастер ночного пейзажа" попалась мне картина художника, которой я раньше не видела. Написанная в традиционном для Гримшоу стиле, она просто очаровала меня.
По спокойной реке, сквозь туман, плывет лодка. На ней женщина. Это Леди Шалот, героиня баллады английского поэта викторианской эпохи Альфреда Теннисона.
Вообще-то, о Леди Шалот я уже писала в статье "Легенды о любви. Леди из Шалота". В статье также приводилась большая подборка картин разных художников на эту печальную тему.
А вот этой картины Гримшоу в той подборке нет. Но она, несомненно, заслуживает того, чтобы её рассмотреть подробнее.
Ведь Гримшоу, как мне кажется, удивительно точно передал на ней атмосферу баллады Альфреда Теннисона.
Бледнели жёлтые леса,
В реке рыдали голоса...
Хотя деревья, нарисованные Гримшоу, почти скрыты в так любимом им тумане, все равно ощущаешь, что они определенно желтые. Да и вообще, от картины веет осенью.
В статье о Гримшоу я уже говорила, что он любил изображать поздний вечер и ночь. И на этой картине это время суток. Впрочем, как и у Теннисона.
И день померкнул вдалеке,
Она лежала в челноке,
И волны мчали по реке
Волшебницу Шалот.
Мерцало платье белизной,
Как хлопья снега под луной,
Она плыла во тьме ночной,
И уплывала в Камелот.
Художник изобразил свою героиню в белом платье.
Как изумительно он передал воздушность и прозрачность этого белого платья, что подтверждает, что не только пейзажи мог писать художник.
На картине запечатлены последние мгновения жизни Леди из Шалота.
И песню слышала волна,
И песня та была грустна,
В последний пела раз она,
Волшебница Шалот.
О том, что это последнее плаванье несчастной девушки, говорят белые лили в её руке.
Ведь белые лилии - символ смерти. И Леди Шалот плывет навстречу ей.
И выбор темы для картины, и использование символов, несомненно подтверждают, что Гримшоу был поклонником творчества прерафаэлитов.
Но в отличие от них, он на своих картинах уделял огромное внимание деталям. И на этой картине видно, как он потрясающе изобразил паутину, где выписана каждая ниточка.
Или кувшинки в воде. Они же как настоящие, виден каждый лепесток.
Для меня так эта картина одна из самых красивых картин, созданных художниками 19 века.
Лицом, как ангел, хороша,
Да упокоится душа
Волшебницы Шалот!
В статье отрывки из баллады Альфреда Теннисона "Леди Шалот" приведены в переводе Константина Бальмонта