К герцогу Бургундии Филиппу III Доброму (1396-1467), в отношение его потомства, отчасти подходит поговорка - «где-то густо, а где-то пусто».
Женат герцог был трижды: первый раз - на Мишель, дочери Карла VI Безумного, второй - на Бонне Артуа (её родной брат Карл, скончавшийся в 1471 году, был последним потомком великого смутьяна Робера III Артуа), и наконец, в третий раз - на Изабелле Португальской, дочери короля Жуана I Ависского. В первом браке - одна дочь, скончавшаяся в детстве, вот втором детей нет, в третьем - три сына, из которых выжил только самый младший - будущий Карл Смелый.
Подчас я задумывался - а спасло ли бы Бургундию (точнее «Бургундские государства») наличие ещё одного законного сына Филиппа III? Допустим, младшего брата Карла Смелого. Или наоборот - лишь поспособствовало её случившемуся развалу? Трудно понять - вообще ли отрицали в герцогстве салический закон, как таковой, или это отрицание было «прикладным инструментом» в борьбе с Францией?
Ведь по сути, одного (и единственного) оставшегося после Карла Смелого, вполне законного Бургундского Валуа - Жана графа Неверского и Ретельского, как бы «само собой» отринули от герцогской короны, а он, между прочим, пережил погибшего при Нанси двоюродного племянника на целых 14 лет. Совершенно неясно, как бы повел себя Карл Смелый при наличии у него младшего брата - считал бы своим преемником его или всё-таки своего единственно ребенка - дочь Марию. Кстати, источники не сохранили сведений ни об одном бастарде этого четвертого Валуа, герцога Бургундии.
А вот у его отца, Филиппа III, внебрачных детей было превеликое множество, источники насчитывают в общей сложности 25 таких отпрысков - сыновей и дочерей. Конечно, большая часть из них так и осталась в той или иной степени безвестности, следует также отметить и большое количество в этом списке и духовных лиц (среди дочерей - четыре монашки). Но несколько сыновей при своём отце и законном брате были людьми вполне значительными.
Это по старшинству: Корнелий, Великий бастард Бургундии (1420/26-1452), Антуан, Великий бастард (1421-1504), Давид, епископ Теруана и Утрехта (1427-1494), Рафаэль, епископ Розенский (1437-1508), Бодуэн, сеньор Фалле (1446-1508), Филипп, адмирал Фландрии (1467-1524).
Старший из них, Корнелий - с довольно необычным именем для Валуа, довольно скоро стал блестящим рыцарем, подающем большие надежды. Он был сыном Екатерины де ла Бурш Шайерс (Catherine Schaers), которая сама была незаконнорожденной дворянской дочерью.
Любопытно, что у Корнелия сложились очень доверительные отношения с Изабеллой Португальской, третьей женой герцога Филиппа Доброго. Изабелла фактически взяла мальчика под опеку, по-видимому, следуя примеру Валентины Висконти (жены герцога Луи Орлеанского), которая «вырастила» Жана Дюнуа, Бастарда Орлеанского, ставшего опорой семьи и фактически ее главой, во время пленения законных сыновей герцогини. Изабелла так же опекала и Катрин Шаерс, помогая ей в управлении сеньориями, которые получил Корнелий от своего отца.
В 1452 году, 26-летний (если допустить, что по одним источникам год рождения - 1426-ой), Корнелий погиб, сраженный пикой в битве при Рюпельмонде, подавляя очередное восстание фламандских горожан против бургундцев. Сеньорию Беверен, по воле герцога Филипп, унаследовал его следующий по старшинству бастард - Антуан, но владения Эльвердинге и Вламертинге во Фландрии, были оставлены за внебрачным сыном Корнелия - Жаном. Жан оставил после себя только дочерей - Изабеллу и Маргариту, а сам он погиб в 1479 году, под знаменами эрцгерцога Максимилиана Габсбурга, мужа герцогини Марии Бургундской, в битве при Гинетаге, (Война за Бургундское наследство).
Максимилиан Габсбург хоть и победил французскую армию короля Луи XI, но эта победа была почти «Пирровой». Еще один сын Великого бастарда Корнелия - Жером, бы каноником, известно, что его опять же внебрачный сына Антуан был узаконен и признан уже в 1530 году. За недостатком источников, пока мне трудно сказать, когда точно эта бастардская ветвь Бургундских Валуа угасла окончательно. Но, по-видимому, Антуан, сын каноника Жерома был последним из них.