В 1945 году в качестве обозначений проектов главным образом применялись архивные номера проектных организаций. В каждой из них использовалась своя система нумерации. В Государственных архитектурных мастерских (ГАМ), где было разработано большинство из наиболее распространённых серий того времени, бесхитростно присваивались номера начиная с цифры один.
В качестве примера можно привести утверждённый 5 апреля 1945 года проект № 69 (позже вошёл в серию 224):
Этот – наиболее простой – принцип никуда не исчез и в последующие годы и десятилетия: проекты бань А-156620, дома 5733 в Ленинграде, 10-70-2241 в Москве и т.д. – это всё внутренние шифры проектных организаций.
Немногим позднее стала применяться другая система – по инвентарным номерам Государственного архитектурного издательства (ГАИ).
30 мая 1945 года был утверждён второй проект из будущей серии 224 – проект 1/09-45. Здесь цифра 9 обозначает порядковый номер проекта, 45 – год разработки. Значение цифры 1 установить невозможно: в документах встречаются только проекты, начинающиеся с неё, а инструкция по нумерации в архиве не отложилась.
Проект 1/09-45 включает в себя сразу три варианта фасадов: два архитектора Полякова и один архитектора Щуко. Но всё это один проект.
В каталоге Комитета по делам архитектуры при СНК СССР 1945 года эти варианты получили отдельные номера: 30, 31 и 32 соответственно.
На момент издания уже упомянутого каталога 1945 года (он был подписан в печать в октябре 1945 года, а издан примерно в феврале 1946 года) другие включённые в него проекты ещё не были разработаны до конца. И их утверждали с теми индексами, под которыми они идут в каталоге.
Например, 18 апреля 1946 года были утверждены проекты № 2 и 4 (вошедшие в следующем году в серию 201). Номера проектов в приказе об утверждении взяты из каталога.
С этим принципом присвоения шифров была явная проблема: проекты, разработка которых началась уже после подготовки к печати каталога, в приказе об утверждении вовсе не получили никаких шифров. В итоге ГАИ присвоило им свои номера – но уже не вида 1/xx-yy, а вида XXX, начиная с номера 101.
Но какое-то время применялись сразу несколько принципов, что вносило тогда серьёзную путаницу, и несколько затрудняет опознание проектов и теперь.
***
Уже в каталоге 1945 года появилось указание на серии: в предисловии говорилось, что их образуют проекты:
· 14, 15, 16 (позже стали известны как 1-203-14, 1-203-15, 1-203-16 соответственно);
· 25 и 33 (1-221-25 и 1-221-33);
· 30, 31, 32 (1/09-45);
· 1, 3, 10 и 11 (1-202-1, 1-202-10 и 1-202-11; проект № 3 в серию 202 не вошёл);
· 2, 4, 9, 12, 13, 20 (1-201-2, 1-201-9, 1-201-12, 1-201-13. Проект 4 в серию 201 не вошёл. А под проектом № 20, скорее всего, имелся в виду проект 18 – будущий 1-201-18)
В 1946 эта практика получила продолжение. В приказах об утверждениях проектов для использования тем или иным министерством в 1946 года проекты были сгруппированы в серии, нумеровавшиеся по порядку римскими цифрами, начиная I. Проблема была в том, что для каждого министерства была своя номенклатура серий, так что под одним номером в разных каталогах могли были указаны разные серии. Например, если в каталоге Минтяжстроя к серии V отнесены проекты будущей серии 262 и их брусковые аналоги, то в перечне проектов для Минтяжмаша серия V – это будущая 221, а для строительства Министерством путей сообщения в качестве серии V предлагались проекты 11 и 12 Союзтранспроекта.
Понятно, что требовалась по-настоящему чёткая система шифров. И она появилась в каталоге Комитета по делам архитектуры 1947 года.
Шифры серий стали состоять из трёх цифр. Первая из них, тут нет никаких сомнений, обозначала этажность (1 – 1-этажные, 2 – 2-этажные, 3 – 3-этажные). Третья – номер серии.
Со второй цифрой несколько сложнее. Но всё же можно заметить, что каталоге 2-этажных домов все проекты были поделены на несколько групп:
· номера 201–210 отводились кирпичным домам
· 221–230 – для домов из шлакоблоков
· 241-250 – для деревянных домов
· 261-270 – для деревянных домов заводского изготовления
· 281-290 – для домов из прочих местных материалов
Надо сказать, что нигде эти принципы не были объяснены: ни в введение к каталогу, ни в протоколах и приказах Комитета по делам архитектуры. Поэтому приходится реконструировать логику Комитета по итоговым обозначениям.
Вероятно, остальные номера (211-220, 231-240, 251-260, 271-280, 291-300) отводились под одноэтажные дома с мансардами и дома с квартирами в двух уровнях в соответствии с материалом стен.
В пользу этого говорит наличие в каталоге серии 211. Это не та серия, которая известна как 1-211, а совершенно другая:
В неё были включены дома с мансардами. Что довольно странно: нормы 1945 года, утверждённые Комитетом – то есть теми же самыми людьми, что давали сериям шифры, – однозначно относили такие дома к одноэтажным. Но тем не менее дома с мансардами получили в качестве первой цифры шифра не 1, а 2.
Косвенно мою гипотезу подтверждает распределение серий 1-этажных домов:
· 101-110 – кирпичные
· 111-120 – из шлакоблоков
· 121-130 – деревянные рублёные
· 131-140 – деревянные брусковые
· 141-150 – из местных строительных материалов
То есть на каждый стеновой материал было отведено место только под 10 серий. Вероятно, такое же количество отводилось и для 2-этажных.
Надо сказать, что 10 серий на один стеновой материал – очень мало, особенно для 1-этажных домов. И все отведённые номера для 1-этажных кирпичных домов были заполнены сразу же в 1947 году.
И, если с двухэтажными решили проблему довольно просто – расформировали серию 211 и присвоили её номер новой серии 2-этажных домов, то с одноэтажными так просто сделать было нельзя. И уже в следующем году в каталоге Комитета появилась серия кирпичных домов 151 – а это явное нарушение принципа.
Таким образом, практически сразу эта система потеряла свою чёткость и логичность.
Почему же не было оставлено достаточно места для будущих серий? На мой взгляд, эта система создавалась исключительно под каталоги 1947 года.
В 30-х и первой половине 40-х проекты разрабатывались на ближайший строительный сезон: типовые проекты Наркомстроя предполагались для строительства 1940 года; для 1941 архитекторы Виноградов и Фесай разработали свой проект. Во второй половине 40-х этот подход постепенно исчезал. Но его реликтом оставалось ежегодное издание каталогов. Вероятно, издавая каталог в 1947 году, никто не думал, что будут делать в следующем. Включенные в каталог на начало года серии уместились в новую систему шифров – и это посчитали достаточным.
Впоследствии новые серии стали заполнять все свободные места в номенклатуре, материал стен в расчёт не брался. Поэтому, например, в серию 1-247 входят проекты кирпичных домов, а не деревянных.
Также в то время ещё не было представлений о необходимости давать каждой серии уникальный шифр. Как только какая-либо серия выводилась из каталога, её индекс присваивался другой. Так произошло с сериями 1-101, 1-102, 1-103, 1-114, 1-142, 1-261, 1-262, 1-301, 1-302. При этом изначальный принцип полностью исчезал.
***
Теперь от изменений 1947 года в обозначениях серий перейдём к произошедшим в том году изменениям в обозначениях проектов.
В каталогах Комитета 1947 годах были указаны сразу все возможные номера (см. рис. 9): номера ГАИ, номера проектных организаций, номера ЦБСП. Но в документах они именовались только под теми, шифрами, под которыми были утверждены: например, 69; 1/09-45; 2, 4, 9; 112 и т.д.
Уже после издания каталогов была предпринята попытка навести порядок. Всем проектам внутри каждой серии был присвоен порядковый номер начиная с цифры один.
Так, в серии 201 проект № 2 стал проектом 201-1, № 9 – 201-2, № 12 – 201-3, № 13 – 201-4, № 18 – 201-5.
Новые серии (1-207, 1-228, 1-301 и т.д.) сразу получили шифры по этой логике.
Но быстро было понятно, что со старыми сериями это ведёт к неудобству: нужно было помнить, например, что 204-1 в чертежах называется проектом № 112. Поэтому уже в каталоге Комитета 1948 года были возвращены старые шифры. И проект 204-1 стали называть 204-112. Напоминанием об этой идее остались проекты 201-6, 201-7, 204-5 и 204-6.
В каталог 1948 года (и в последующие) были включены только две серии 3-этажных домов (1-301 и 1-302). В них входили дома из кирпича, так что делать какие-либо выводы о шифрах 3-этажек не представляется возможным.
После ликвидации Комитета по делам архитекторы в 1949 году система осталась без изменений. Начавшееся уже при Комитете заполнение пустых пространств новыми сериями продолжалось: кирпичный аналог серии 228 получил для лёгкости запоминания номер 218, несмотря на то, что серий 212 – 217 не существовало на тот момент).
В начале 50-х новые серии кирпичных домов, разработанные на замену старым, получали в основном шифры в диапазоне 251 – 260.
А начиная с 1952 года с каталога ТП-1 перед сериями жилых домов стал указываться префикс – цифра 1 (например, 1-204). В связи с этим возникает вопрос: насколько правомерно называть, например, серию 224 (которую вывели из каталогов задолго до 1952 года) серией 1-224? Ведь по сути она никогда не получала такое обозначение.
Но в общем и целом эта система, возникнув, очень на то похоже, случайно и без тщательного обдумывания, просуществовала до 1965 года, когда ей на смену пришла совершенно новая.
____________
Сергей Волков