Найти тему
Деревянные дома Военпроекта
Год назад я писал о проектах домов, поставлявшихся по репарациям из Германии. Вместе с ними в той статье речь шла о домах, созданных в Германии Военпроектом, как утверждалось в одном из документов Комитета по делам архитектуры (дескать, можно было бы организовать их выпуск в Германии для поставок в Советский Союз). Но недавно нашёлся другой источник, который поставил этот рассказ по сомнение. И хотя третьего источника, который бы подтвердил одно или другое утверждений пока не нашлось, всё же мне кажется более вероятным, что дома Военпроекта не имеют никакого отношения к Германии...
1 месяц назад
И хотя я подрядился писать о массовом жилищном строительстве, всё же не могу обойти молчанием тему происходящего в Москве, где к сносу приговорены цирк на проспекте Вернадского и здание СЭВ – без сомнения шедевры советской архитектуры, одни из лучших зданий, построенных в городе за весь XX век. Заявляют, что здание СЭВ признано аварийным. Может оно и признано, но что оно действительно аварийное – это сомнительно. На Госзакупках можно найти множество контрактов 2021-2022 годов на замену лифтов, инженерного оборудования, усиление конструкций конференц-зала и т.п. Более того, в 2021 году специалисты «АС-ЭКСПЕРТ» провели обследование технических помещений здания и пришли к выводу, что несущие конструкции подвала, цокольного и 23 этажей находятся в работоспособном состоянии, а конструкции технических помещений с 1-го по 32-й этаж – в ограниченно-работоспособном состоянии. Все найденные дефекты не были названы критичными, требовался обычный ремонт. Трудно поверить, что спустя 3 года здание резко стало аварийным. Цирк сносится даже и без этого – просто как устаревший. Нет никаких разумных поводов для их сноса. Единственная причина – желание московских властей. Желание, видимо, превратить Москву в подобие Дубая, повтыкав по центру небоскрёбов. Подражая городу на песках, московские власти забывают, что Москва – город со своей историей и своей культурной традицией (а Дубай уже и так есть на этой планете, и второго не нужно). Почему-то развитие города оказывается связано с уничтожением наследия прошлого. Одной из лучших частей этого наследия. ___________ С. Волков
1 месяц назад
Новое о серии 101
Искать информацию о типовых домах для военных городков довольно трудно: если большинство архитекторов были готовы рассказывать в профессиональной печати о своих разработках, то для военных профессиональная печать не была каналом распространения информации о новых проектах. Да и в тех редких публикациях многое (довольно нелепо, но зато надёжно) скрыто от посторонних. Например, о проектной организации, авторе серии 101, сказано лишь: «… в организации, где начальником Н. Першин» – враги (а заодно и исследователи архитектуры) ничего не узнают...
2 месяца назад
Книга про самые первые панельные дома в стране
Смирнов Л.Н., Ворошилова А.С. Архитектура первых отечественных крупнопанельных малоэтажных жилых, общественных и производственных зданий. Екатеринбург, 2004. В этом году вышла небольшая, но заслуживающая внимания книга, посвящённая панельным домам, строившимся на Урале во второй половине 1940-х годов – эти дома стали самыми первыми панельными домами в стране. Автор исследования – Леонид Николаевич Смирнов, архитектор из Екатеринбурга, – сделал первые публикации по этой теме ещё в начале 2000-х [1, 2]...
2 месяца назад
Изначально одинаковые: дома по одним проектам в Европе и в России
В последнее время только ленивый не сравнивал жилые дома в Европе и в России. Для этого достаточно лишь найти два дома (примерно одного времени постройки – впрочем, это и не обязательно) и сделать несложные выводы о том, насколько важно поддержание дома в хорошем состоянии. Я, плотно занимаясь темой немецких и финских домов в СССР, невольно собрал несколько примеров того, когда один и тот же проект возводился сразу в нескольких странах. Практически идентичные (а может и вовсе совершенно одинаковые) дома – но только одни стоят европейских городах, а другие в российских...
3 месяца назад
Статистика по сериям и типовым проектам в Пензе с 1945 по начало 1960-х гг.
Ранее Илья Шпаков опубликовал статистику по послевоенному строительству по типовым проектам в Курске и Орле. Мне кажется нужным продолжать проводить подобный анализ по разным городам, чтобы можно было выявлять как типичное для послевоенного жилищного строительства, так и уникальное для разных городов. Эта статья касается моего родного города — Пензы. В статистику включены только опознанные типовые проекты. Бо́льшая часть проектов определена по внешним признакам. Здесь представлена информация по домам от двух этажей...
4 месяца назад
П46 и П47
Из большого числа разработанных первой мастерской МНИИТЭП проектов на основе Единого каталога своё воплощение увидели всего несколько: П30, П31, П46, П47 и появившийся немного позже П55. Создав базисную секцию, ставшей основой для П30 и П31, архитекторы Георгий Павлов и Виталий Аникин модифицировали её для более специфичных требований. Для ЖСК преимущественно требовались одно- и двухкомнатные квартиры – и на свет появилась 6-шаговая секция, положенная в основу П46 и П47. Эти проекты не могут похвастаться разнообразием архитектурных и планировочных решений...
5 месяцев назад
Серии "V-кирпичный" и "01-пз"
Узнал, что немалое число людей интересует, что такое "серия V-кирпичный", а также "серия 01-пз" и какая у домов этих серий планировка. Итак, "V-кирпичный" или "01-пз" сайт Domclick.ru зачем-то ставит на случайные, имеющие мало общего дома, по которым нет информации. Таких серий не существует.
142 читали · 7 месяцев назад
Мифы о К-7 – самой знаменитой серии домов
Её называют самой первой серией, самой распространённой в Советском Союзе, самой типичной хрущёвкой. Это всё не так. Но что точно – так это то, что это сама известная серия. Это обстоятельство привело к тому, что она обросла значительным числом мифов. Параллельно с К-7 разрабатывалось множество других серий. В конце 50-х на слуху были имена Николая Розанова (автора серии 1-464), Льва Юзбашева (1-335), Александра Якушева (1-467). Но наибольшая популярность была уготована автору К-7 Виталию Лагутенко, ведь выбранное им конструктивное решение сулило максимальную экономию...
8 месяцев назад
Серия III-01
В полностью, казалось бы, изученной Москве, нашлась новая серия. О ней не писали ни в журналах, ни в газетах, ни в книгах по архитектуре. Но тем не менее как минимум один дом подстроен по проекту, входящему в эту серию. Это серия III-01. Её авторы — архитекторы Е.Л. Иохелес, М.Д. Липовецкая, Д.Н. Федулов, Е.Н. Хлыстова, инженеры-конструкторы В.М. Герман, Т.Д. Копырина (мастерская № 2 САКБ). В неё входили проекты 8-этажных общежитий для строительства в Москве. В то время практически все общежития были коридорного типа с общими на этаж санузлами...
9 месяцев назад
Проекты повторного применения архитектора Розенфельда
В 1952 году Архитектурно-планировочное управление Москвы отобрало три проекта для повторного применения. Все они были разработаны под руководством Зиновия Розенфельда: два для застройки Песчаных улиц, один — для района Кожухово. При их проектировании были применены те же секции и изделия, что и в строившихся на Песчаных улицах домах. Авторы проектов: архитекторы З.М. Розенфельд, Н.А. Швец, А.В. Болонов, инженер-конструктор Л.Ф. Бренкевич. 7-этажный дом с магазином в первом этаже Фасад облицовывался силикатных кирпичом с архитектурными деталями заводского изготовления...
10 месяцев назад
Серии 6 и 3
Эти две серии, как и многие другие московские серии, почти всегда называют совершенно неправильно — СМ-6 и СМ-3. Но в документах, журналах, книгах – словом, во всех источниках 1950-х они обозначаются исключительно как «серия 6» и «серия 3». Всему виной стала публикация в ежегоднике «Советская архитектура» за 1956–1957 годы, где проект 6-4 был почему-то назван секциями Моспроекта. Неудобное название пятнадцать лет назад сократили до простого, но ошибочного СМ-6. СМ-3 получила неправильное обозначение по аналогии...
11 месяцев назад