Начну издалека. Человек вкусил плоды с дерева познания добра и зла и утратил рай. Заметьте, взята не любая иная дихотомия, а именно добра и зла. Человеческое – это способность различать и то, и другое. Мы все интуитивно знаем, что хорошо, а что плохо, это заводские настройки. Но это функция души, а человек живет в основном сознанием. Обычное сознание же, которое зачастую оторвано от природного в человеке, от душевного/духовного, очень легко настроить на нужный лад с помощью информации, с помощью определенных манипуляций с коллективными тенденциями. И люди утрачивают внутренний, встроенный радар на различение добра и зла. Зло же легко прячется под разными личинами, оно умело притворяется нормой. (Например, ранее использовался детский труд и существовало рабство, и это было нормой для большинства).
Увидеть зло – функция чуткой души писателя. Это постоянное возвращение к заводским настройкам – чувствовать жизнь, себя, мир так, будто тебя только что изгнали из рая, и окружающая действительность кажется бедствием невыносимым, и ты впервые познал стыд, страх, предательство, но еще помнишь гармонию рая, а потому несешь в себе и добро. Писатель – тот, кто помнит, тот, кто видит, кто различает. А потому в его произведениях он снова и снова обличает зло, и зачастую сила произведения искусства в том, что читателю через него вдруг открылась правда о скрытом в обыденности зле, то есть читатель совершил для себя открытие. Произведения – обличители зла – произведения драматические и трагические. На интуитивном уровне все это понимают.
И тут мы переходим к практичному вопросу: а если хочется писать не про зло, а про добро, про красоту и любовь. Писатели же, намеренные стать «серьезными», как бы обязуются смотреть во тьму, чтобы ее разоблачить. Писатели, которые не хотят подобной участи, чувствуют себя «несерьезными», «ненастоящими». Счастливые концовки, добрые истории – не складываются у нас в великую литературу (см.выше написанное). И это, конечно, заблуждение. Понимаете, если писатель ранен миром, видит скрытое в обыденном зло, страдает от несовершенства мира – он невероятен, он - воин. Но если он при этом сохранил в душе добро, если он способен видеть его, и более того донести другим – он Герой, он – Данко с горящим сердцем во тьме и безнадежности.
Чем сильнее в писателе, в его произведениях проходит разделение на добро и зло, тем мощнее произведение. Не суть в том, чего больше в произведении – обличения зла или добра – важно то, что они жестко различаются и противопоставляются, они работают на контрасте, их взаимосвязь действует на душу людей на глубинном уровне заводских настроек, возвращая человека к моменту изгнания из рая, образно говоря. Также сильной книгу делает тонкость постижения зла и добра. Сказать, что зло в том, что человек убивает другого человека – это озвучить банальный факт. Преподнести его через исследование того, как рождается безразличие одного живого существа к другому, как утрачивается ценность жизни в душе будущего убийцы – это иной уровень обличения. Тоже касается и добра. Герой спас котенка – штамп. То, как герой переживает эпоху потребления, и находит способ победить стереотипы догмы «счастливого эгоизма» и обратиться к альтруизму, к другим, к общности – это иной уровень демонстрации добра.
Сегодня, в эпоху завершенного постмодерна, при отсутствии направления, ценностей, при въевшейся в сознание привычке мыслить о человеке, как о мелком, ничтожном, грязном создании, а о его жизни, как бессмысленном страдании, мне видится очень важным умение писателя – нести свет и добро, дать ощутить читателю хоть на миг нечто радостное, возвышенное, душевное, глубокое, подлинное, что бы это ни было, лишь бы оно вдохновляло жить, расти, возвышаться над бессмысленным и обыденным, видеть жизнь таинством, а душу человека – полем безграничных возможностей. Будет ли это добро в трагичном повествовании, или будет ли оно в счастливой концовке – не особо и важно уже, это уже вопрос к способу написания.
P.S. Знаете, чем силен Ф.М. Достоевский? У него много страдания и безнадежности, но всегда в его тьме светит дух человеческий во всем своем величии, его герои благородны, имеют доброе сердце, чуткую душу, несут честь и достоинство в условиях, когда уже их невозможно было бы сохранить. Свет и тьма в единстве.
________________________________
Анна Гутиева, писатель, литературный редактор
Сайт
"Серьезная литература" - всегда трагедия?
19 января 202419 янв 2024
111
3 мин
1