- Ты, Илюш, другое дело. Ты умный, красивый, как тебя не любить? А я? Замухрышка я, как бабушка говорит.
- Бабушка твоя ничего не понимает. Никакая ты не замухрышка! Ты нежная, хрупкая, как цветок водяной лилии, и такая же красивая.
Тяжело Амине расставаться с родными местами, даже зная, что уезжает недалеко и зная, что обязательно сюда вернется. Ей хотелось обойти все любимые уголки около своей деревни. В субботу, первый раз в жизни, Илья не пошел в школу. Он обещал Амине сводить ее к Священной березе.
Проснувшись в обычное время, Илья еще полежал, разглядывая в окно кусочек синего неба, кисти калины, свешивающиеся с соседского забора к ним во двор.
Как все обманчиво. В окне видится теплый солнечный день. Вон, какое небо синее-пресинее, красные ягоды блестят, словно под жарким солнцем. На самом деле, и небо осеннее, ветер холодный и солнце вовсе даже не жаркое.
Катерина ласково окликнула внука из своей половины
- Илюша, будешь вставать или еще нет? А то дед проснулся, позавтракали бы вместе.
Илья, откинув одеяло, сел на кровати. Не хотелось ничего, но огорчать бабушку тоже не хотелось
- Встаю, баб! Только постель закину.
Привычными движениями, в три счета, он заправил постель, взбил подушки, положил аккуратно одну на другую. Дед уже сидел за столом. Хмуро посмотрев на внука проворчал
- Бабка говорит, ты в школу не пошел, девку провожать надо стало. Без тебя что ли не уедет? Что за мода такая, провожать?
- Дедушка, Амина не просто девка, мы с ней дружим. Эта та самая девочка, с которой я танцую в паре. Помнишь, Девятого мая мы с ней танцевали? Ты еще хвалил нас.
- Я чего-то перепутал. Это у нее мать утонула?
- Да, завтра она уезжает, будет у дяди жить.
- Выходит, эта девушка внучка Марии?
Катерина, стоявшая у плиты, горестно покачала головой. Совсем стал старым ее Федя. Только вчера ему растолковала все про Амину, сегодня уже забыл. Ох, худо дело, очень худо. Илья терпеливо продолжал объяснять дедушке
- Да, дедушка, Амина и есть внучка Марии.
- Красивая девка. Мария-то в молодости тоже хороша была. Чего-то я уж не помню, за кого она замуж выходила, или не выходила? Катя, ты помнишь, за кого Машка замуж выходила?
- Ой, Федя, я уж и себя не помню. Я тут яичницу пожарила, давайте-ка, ешьте, пока не остыла. Хлебушка бери, дед! Сейчас чаю налью, свежий заварила.
Илья постеснялся с утра пораньше являться на чужой двор.
- Бабушка, я пойду, у козы уберу и в сарае заодно подмету, а то там ступить негде. Эти куры везде успевают отметиться.
- Ты вроде собирался с Аминой к Священной березе пойти?
- Пойду попозже, гости у нее городские, поди еще спят.
- И то верно. Ладно, ступай. Воду в бане посмотри, может пару коромысел надо будет принести.
- Посмотрю, принесу. Я пошел, бабушка.
Часам к десяти Илья прибрался во дворе, умылся, надел чистую рубашку, джинсы, новую куртку, которую недавно купила мама. Собрался уходить. Вспомнил, надо взять фотографию. Надписал он ее просто: «Амине от Ильи. Не забывай нашу дружбу!»
Амина с утра отпросилась у тети Леры погулять. Тетя с сочувствием посмотрела на девочку. Скучать будет по дому, как скучает и тоскует, наверно, ее Светланка. Прохладно на улице, а пальтишко на рыбьем меху, замерзнет Амина. Вытащив из сумки свой свитер из голубого мохера, Валерия протянула его племяннице
- На, поддень под пальто. Он тебе длинноват, подвяжем пояском, а рукава и воротник выпустим наверх пальто, красиво будет и тепло.
- Тетя Лера, не жалко тебе? Вдруг я зацеплюсь за что-нибудь или испачкаю нечаянно?
- Девочка моя, это всего лишь свитер. Испачкаешь, постираем, зацепишь, зашьем. Надевай!
Амина осторожно надела свитер, ее охватило мягкое тепло и непривычный, но очень приятный тонкий аромат. Она подошла к зеркалу. Красиво! Маме бы свитер подошел больше, она была такая красивая. Слезы сами собой покатились из ее глаз.
Лера не поняла, что не так, почему она плачет?
- Аминочка, что с тобой, что случилось?
- Жаль, у мамы никогда не было такого свитера, он бы ей очень пошел. Тетя Лера, моя мама пила, все об этом знают. Но она всегда, к началу учебного года, покупала мне новую одежду. Никогда мама не шила себе новое платье на Новый год, а меня наряжала. Мне так жаль, что ее не стало. Не дождалась она, когда я повзрослею. Думала, вырасту, буду свою маму, как куколку одевать, а она умер ла.
- Не плачь, Амина, не плачь! Мама теперь на небесах, она все видит и слышит. Не плачь, не огорчай маму. Вытри слезы, смотри, твой кавалер у березы стоит. Опять стесняется войти.
- Илюшка, да, где-то он бойкий, а где-то совсем трусишка. Я тогда пойду, теть Лер! Бабушка придет, скажешь, что я с Ильей к Священной березе ушла. Ой, забыла ленточку взять!
Девочка сняла с гвоздя алую ленту, приготовленную с вечера, положила в карман пальто.
- Вы пойдете в лес? Амина, это же не близко!
- Совсем недалеко, километра полтора. Это даже не лес, небольшая роща, там потеряться невозможно. Так что не переживай. Потом, когда ребята из школы придут, пойдем на озеро, костер жечь. Ты ведь меня отпускаешь?
- Конечно, Амина, я понимаю, хочется попрощаться с друзьями, ступай, я не буду переживать, знаю, здесь тебя никто не обидит.
Амина вышла из ворот, подошла к березе, под которой стоял Илья
- Давно ждешь, почему не зашел?
- Недавно. Думал, сама выйдешь. Пойдем!
Невеселая вышла у них прогулка. Не радовало их ни ясное небо, ни солнце, ни золото листвы, укрывающее пожухшую траву. В лесу не слышно пения птиц, только падают и падают желтые листья с берез и где-то далеко стучит дятел.
Илье вспомнилось, как года два назад, в это же примерно время, они с Дианой сбегали в лес. Она дурачилась, пряталась от Ильи за деревьями, налетала неожиданно, закидывала его листвой. Ее смех звенел по всей рощице серебряным колокольчиком. Глаза, как синие васильки, щеки розовые, зубки блестят. Илья остановился, словно надеялся услышать смех Дианки.
Амина оглянулась, напомнила о себе
- Илья, ты чего остановился, пойдем, уже недалеко осталось.
- Лес слушаю. Тихо как, аж в ушах звенит. А вон и опушка. Ты иди одна, я не умею молиться.
- Так, и я не умею. Тут нечего уметь, просто надо поблагодарить березу за все хорошее, подарить ей что-то красивое и попросить исполнить свою просьбу.
- Эх, если бы было все так просто. Смотри, все нижние ветки березы разукрашены лентами и вышитыми полотенцами. Сколько народу приходило сюда просить помощи у березы! Откуда она возьмет столько сил, чтобы всем помочь?
- Как откуда? Матушка Земля дает ей силы. Ты не веришь, а я знаю точно, Священная береза исполняет желания. Ты подожди меня, я схожу к ней, привяжу на ветку свою любимую ленту. Поклонюсь я Березе, попрощаюсь, помолюсь, попрошу о милости.
Илья медленно пошел по краю поляны, шурша листвой, переходя от дерева к дереву. Пасмурно на душе, плакать хочется. Почему из его жизни исчезают люди, любимые им? Мама ушла к своему Олегу, Дианка ушла, испарилась, будто ее не было, теперь и Амина уедет.
Он будет скучать, ждать писем, а она скоро забудет о своем друге, живущем в глуши. В городе у нее появятся новые друзья. Может она и танцевать будет, новый партнер займет место Ильи.
Девушка догнала его, взяла за руку
- Илюша, не грусти. Ты остаешься со своими родными, с одноклассниками, друзьями. Тебе легче. А мне страшно. Я совсем не знаю тетю с дядей. Нет, конечно, я с ними знакома. Они с тетей приезжали каждое лето, но я их и не видела путем. Они, то в лесу пропадали, то на озере.
Я всегда боялась дяди, он на маму ругался, на бабушку тоже. Теперь мне с ними жить. Вдруг он и меня будет бранить? Бабушка на меня тоже ругается, но это другое, она мне родная.
- Не думаю, Амин, что тебя станут обижать. Мне твой дядя показался хорошим человеком. Наверно, они тебя зовут к себе, потому что устали жить вдвоем. Может дядя хочет, чтобы ты стала ему внучкой? Так бывает. Моя бабушка Катя и вовсе мне не родная, а я ей родной внук. Знаешь, как она меня любит? Дед тоже, но не так, как бабушка. Мне с ними живется очень хорошо.
- Ты, Илюш, другое дело. Ты умный, красивый, как тебя не любить? А я? Замухрышка я, как бабушка говорит.
- Бабушка твоя ничего не понимает. Никакая ты не замухрышка! Ты нежная, хрупкая, как цветок водяной лилии, и такая же красивая.
Девочка смутилась от этих слов Ильи. Он считает ее красивой и не первый раз говорит ей об этом. Может это на самом деле так? Может Илья не просто дружит с ней, может она ему нравится? Неужели он смог забыть Диану? Говорили, у них любовь.
Ребята вернулись в деревню. Дойдя до своего дома, Илья остановился.
- Амина! Хочешь есть, пойдем к нам! Бабушка нас накормит, потом пойдем на озеро.
- Ты, что! Как это я к вам пойду?
- Как, как? Я же к вам захожу. Привыкай, в городе парни и девчонки ходят друг к другу в гости. Пошли, Амин, я есть хочу, просто умираю с голоду.
Амина покорно поплелась за парнем. Войдя в дом встала у дверей, как вкопанная. Илья засмеялся
- Аминка, ты стоишь с таким видом, будто ждешь немедленной казни. Бабушка! Ты дома? Мы пришли поесть.
Катерина выглянула из-за печки, скрылась обратно и вышла к ребятам в нарядном платке и чистом фартуке.
- Добро пожаловать! Невесту, значит привел, Илюша? Раздевайся Амина, проходи, садись за стол.
Илья возмутился словами Катерины
- Бабушка, ну что ты вводишь Амину в краску? Я же тебе говорил, мы с Аминой дружим.
- Ну и что? Одно другому не мешает. Если ты с ней дружишь, значит хорошая девочка. Садись, Амина, сейчас суп будет готов, пообедаем.
Значит, ты уезжаешь? Может это и хорошо. Легче будет учиться поступить. Вроде у Владимира Семеновича дочка была? Помнится, приезжали они как-то с маленькой девочкой.
- Да, у них есть дочь, Светлана. Только она уже взрослая, замужем, живет далеко.
- Ну, вот, Володя-то еще ведь не старый и жена у него молодая. Будешь им вместо дочери. Завтра поедете?
- Да, завтра с утра. Вера Александровна обещалась отвезти нас до электрички на своей машине. Не она, конечно, Олег Викторович повезет.
- Надо же! Как это они решили?
- Дядя говорит, им по пути, у Олега Викторовича какие-то дела в городе.
Да. Только вот Олег Викторович и не догадывался, что у него появились дела. Вера истопила баню, напарила Олежу, как следует и все такое прочее. Подала на ужин беляши, да с пылу, с жару, с солеными огурчиками, помидорчиками. Рюмочки хрустальные на стол поставила.
- Садись, дорогой, беляши, как ты любишь, луку не пожалела, сочные получились. Не беляши, а объеденье.
- Вижу, хороши. Лимончик есть?
- А то! Только замороженный. Разве в нашем магазине купишь свежий лимон.
- Молодчина ты у меня, Веруся, все у тебя есть в запасе. Все ты наперед знаешь.
- Ну, не все, но кое-что предугадать могу. Давай, по рюмочке, да покушаем, потом что-то расскажу.
- Давай, по рюмочке, потом расскажешь, после есть будем.
- Ну, Олежа! Остынет все. Я так старалась.
- Не остынет. Я не могу есть, говори, если заикнулась.
- Знаешь, я после похорон пообщалась с Валерией, супругой Владимира Семеновича.
- Когда это ты успела, вроде все на глазах была.
- Я же не говорю, в тот же день, вчера это было. Встретила ее, когда с работы шла. Она благодарила нас за хорошее воспитание Аминочки. Мы разговорились, я поинтересовалась о будущей судьбе Амины.
Так вот, оказывается, Владимир Семенович не просто важная шишка, он работает в министерстве, только я не спросила в каком. Да это и неважно. Валерия мне сказала, он устроит Амину в хорошую школу. Еще она сказала, мол, будете с супругом в городе, заходите к нам в гости. Представляешь?
Я подумала, как-то заявиться просто так неудобно, надо бы сначала потеснее пообщаться. В гости к себе пригласить, так не успею подготовиться. Спросила я ее, мол на автобусе собираетесь поехать? Можем мы с Олегом вас подвезти, у нас дела в городе.
- Какие дела у нас в городе?
- Ну, мало ли какие? Найдутся. Продуктов надо купить. Сам спрашиваешь у меня лимон. Сегодня последний вытащила. Ты подумай, всего-то нужно отвезти людей до электрички, зато какие связи!
Сейчас мы их отвезем, потом как-нибудь позвоним узнать, как привыкает наша Амина, другой раз поздравим с праздником. Так и завяжется дружба с нужными людьми.
Чувствуешь, какие перспективы? Сейчас ты директор сельской школы. При таких связях вполне сможешь устроиться директором в городской школе. И мне там работа найдется. Выберемся мы из этого болота. Заживем!
- Ну, Вера Александровна! В последнее время меня все чаще навещают мысли, что недооцениваю я тебя. Интересные планы строишь ты в своей голове. Главное, все они осуществляются рано или поздно. Повезло, что я твой муж, а то ты бы точно сожрала меня. Не видать бы мне места директора.
- Что ты, дорогой! Ты занимаешь это место вполне заслуженно. Какой директор из такой неприспособленной к жизни женщины, как я? Меня вполне устроит должность завуча.
Так, что ты решил, повезем мы Валерию с супругом или нет? Если ты считаешь, что это не нужно, я сейчас схожу, извинюсь, пусть едут на автобусе.
- Нет уж, нельзя упускать такой шанс. У нас и на самом деле есть дела. Тапочки у меня износились, халат банный давно хочу купить. Я решил, поедем, раз такое дело.
Продолжение Глава 58