Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

«Крейцерова соната». Заслужил ли Позднышев верность своей жены?

Перечитала эту повесть Толстого. И подумала, что я бы на месте Лизы изменяла мужу без малейших угрызений совести. Потому что оснований для угрызений совести здесь не может быть. Позднышев – не просто плохой муж. Он – тиран, относившийся к жене как к рабыне. Он сделал её несчастной, заел её молодость: Рецепт семейного счастья от героя «Крейцеровой сонаты»: держать жену в узде и домашнем халате. Позднышев подробно описывает, как их отношения с женой дошли до взаимной ненависти. Что в таких случаях делают адекватные люди? Они гасят эмоции и включают разум. Иного пути просто нет. Нужно честно признать, что отношения изжили себя. И выработать новый формат отношений. Хотя бы ради детей, чтоб они не страдали. В идеале нужно разъехаться. Если не получается, то: 1. Прекратить считать себя мужем и женой и наладить добрососедские отношения. 2. Сократить общение до минимума. 3. Дать друг другу свободу, в том числе – сексуальную. Ибо о какой верности может идти речь, когда люди друг другу опротиве

Перечитала эту повесть Толстого. И подумала, что я бы на месте Лизы изменяла мужу без малейших угрызений совести. Потому что оснований для угрызений совести здесь не может быть.

Позднышев – не просто плохой муж. Он – тиран, относившийся к жене как к рабыне. Он сделал её несчастной, заел её молодость:

Рецепт семейного счастья от героя «Крейцеровой сонаты»: держать жену в узде и домашнем халате.

Кадр из фильма «Крейцерова соната», СССР, 1987 год. Лиза смотрит на мужа с неприязнью.
Кадр из фильма «Крейцерова соната», СССР, 1987 год. Лиза смотрит на мужа с неприязнью.

Позднышев подробно описывает, как их отношения с женой дошли до взаимной ненависти.

Что в таких случаях делают адекватные люди?

Они гасят эмоции и включают разум. Иного пути просто нет. Нужно честно признать, что отношения изжили себя. И выработать новый формат отношений. Хотя бы ради детей, чтоб они не страдали.

В идеале нужно разъехаться. Если не получается, то:

1. Прекратить считать себя мужем и женой и наладить добрососедские отношения.

2. Сократить общение до минимума.

3. Дать друг другу свободу, в том числе – сексуальную. Ибо о какой верности может идти речь, когда люди друг другу опротивели?

Кадр из фильма «Крейцерова соната», СССР, 1987 год. Позднышев и Лиза.
Кадр из фильма «Крейцерова соната», СССР, 1987 год. Позднышев и Лиза.

Кто-то может сказать, что я рассуждаю современно. Нет. В наши дни всё намного проще. Лиза развелась бы с мужем сразу после медового месяца, когда было «гадко, стыдно и скучно».

В конце 19 века развестись было сложно. Но никто не заставлял образованных людей заедать жизнь друг друга.

Не сошлись по душам – значит, брак становится формальным. Родили пару наследников и живут каждый сам по себе. Главное – соблюдать приличия. Не демонстрировать свои связи на стороне.

Кадр из фильма «Крейцерова соната», СССР, 1987 год. Медовый месяц Позднышевых.
Кадр из фильма «Крейцерова соната», СССР, 1987 год. Медовый месяц Позднышевых.

Так жили очень многие дворянские пары.

Но Позднышев – не таков.

Он не хочет свободы себе. И не хочет дать её жене. Хотя сам говорит:

«Но любовь с огаженным и ревностью и всякой злостью мужем была уже не то»…

При слове «огаженный» мне вспоминается «Детство Тёмы». Ребёнок во время порки оказался огаженным. Наложил в штаны.

Кадр из фильма «Крейцерова соната», СССР, 1987 год. Мрачный Позднышев.
Кадр из фильма «Крейцерова соната», СССР, 1987 год. Мрачный Позднышев.

Но кто заставлял Позднышева становиться таким в глазах жены? Сам во всём виноват. И с какого рожна требовать от жены верности?

Лиза ничего не должна ему. Это он ей должен – за то, что загубил её молодость и не смог дать женского счастья.

Поэтому у Лизы было моральное право на новую любовь с новым, нормальным мужчиной.

Я думаю, Позднышев это осознавал. И именно поэтому начал одержимо ревновать жену на пустом месте.

Тираны не хотят давать своим жертвам свободы. На то они и тираны.

Кадр из фильма «Крейцерова соната», 1987 год. Лиза исполняет Крейцерову сонату Бетховена.
Кадр из фильма «Крейцерова соната», 1987 год. Лиза исполняет Крейцерову сонату Бетховена.

Собиралась ли Лиза изменять мужу физически?

Возможно, что нет. Это же не связано для неё с чем-то хорошим. А вот лёгкий флирт и задушевные разговоры – это интересно и приятно.

Но Позднышев в глубине души понимает, что такому мужу, как он, изменить не грех. Он-то знает, что ничего жене не дал. И всё, что он может поставить себе в заслугу – это то, что он ей не изменял.

Только женщине верность постылого мужа не нужна. Ей нужно другое – чтобы он отвязался и не лез, не мешал ей жить. А верности его – грош цена.

Как человек умный, Позднышев не мог этого не понимать. Поэтому и бесился неистово, убеждая себя, что он – жертва обнаглевшей обманщицы.

Поразительная подмена понятий.

Кадр из фильма «Крейцерова соната». Позднышев лицемерно улыбается Трухачевскому.
Кадр из фильма «Крейцерова соната». Позднышев лицемерно улыбается Трухачевскому.

«Крейцерова соната». Почему медовый месяц Позднышева не задался?

«Плюшевые розы и анютины глазки». Почему я думаю, что наряды героинь Толстого описывала его жена?

«Маскарад» с Виктором Авиловым. Гениальная экранизация Лермонтова, которую мало кто смотрел.

Все мои статьи, написанные за последнее время (жмите на картинку):

Модная лавка 19 века | Дзен