Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

«Крейцерова соната». Почему медовый месяц Позднышева не задался?

Я уже писала о медовом месяце Кити и Левина (ссылка в конце статьи), который им потом было неприятно и стыдно вспоминать. Этот месяц они провели в деревне, отказавшись от путешествия.

Позднышев и его жена в романтическое путешествие едут. Но их медовый месяц всё равно оказывается провальным.

В чём же причины?

Кадр из фильма «Крейцерова соната», СССР, 1987 год. Позднышев и Лиза во время путешествия.
Кадр из фильма «Крейцерова соната», СССР, 1987 год. Позднышев и Лиза во время путешествия.

Первая причина – отсутствие общих интересов у молодых супругов.

«…Без стыда теперь не могу вспомнить это время жениховства! Какая гадость! Ведь подразумевается любовь духовная, а не чувственная. Ну, если любовь духовная, то словами, разговорами, беседами должно бы выразиться это духовное общение. Ничего же этого не было. Говорить бывало, когда мы останемся одни, ужасно трудно... Только выдумаешь, что сказать, скажешь, опять надо молчать, придумывать. Говорить не о чем было. Все, что можно было сказать о жизни, ожидавшей нас, устройстве, планах, было сказано, а дальше что?»…

Хороший вопрос: что дальше? А дальше надо было осознать, что ты сел не в тот поезд, и поскорее покинуть вагон. То есть не жениться. Ну а как можно жениться на девушке, с которой и разговаривать не о чём?

Но Позднышев женится. Потому что влюбился и считал, что пора создавать семью.

Кадр из фильма «Крейцерова соната», СССР, 1987 год. Свадьба.
Кадр из фильма «Крейцерова соната», СССР, 1987 год. Свадьба.

Начался «хвалёный медовый месяц». Вот как характеризует его Позднышев:

«Неловко, стыдно, гадко, жалко и, главное, скучно, до невозможности скучно!»

Ну, почему «скучно» - это уже понятно. Говорить не о чём с женой.

Остаются путевые впечатления и интимная близость.

В фильме «Крейцерова соната» путевые впечатления героев показаны ярко. Комфортабельные вагоны, роскошные виды из окон, достопримечательности…

Казалось бы, наслаждайтесь окружающей красотой и близостью друг друга.

Кадр из фильма «Крейцерова соната», 1987 год. Молодожёны в Париже.
Кадр из фильма «Крейцерова соната», 1987 год. Молодожёны в Париже.
Р. Кабрера. Влюблённая пара в поезде, 1890 год
Р. Кабрера. Влюблённая пара в поезде, 1890 год

Только можно ли наслаждаться близостью с таким человеком, как Позднышев?

Уже на четвёртый день супруги крепко поссорились. Лиза обмолвилась, что ей грустно без матери…

«Я упрекнул ее в капризе, и вдруг лицо ее совсем изменилось, вместо грусти выразилось раздражение, и она самыми ядовитыми словами начала упрекать меня в эгоизме и жестокости. Я взглянул на нее. Все лицо ее выражало полнейшую холодность и враждебность, ненависть почти ко мне»…

По-моему, здесь всё ясно. Позднышев оказался неспособен тактично, терпеливо и бережно ввести молодую жену в мир чувственной близости.

Вот поэтому физическая близость у него – не возвышенное, а «мерзкое и «свиное».

Constant-Aime-Marie Cap. Молодая пара в поезде, около 1880 года.
Constant-Aime-Marie Cap. Молодая пара в поезде, около 1880 года.

Впоследствии Позднышев осознал это:

«Какие были первые признаки моей любви? А те, что я предавался животным излишествам, не только не стыдясь их, но почему-то гордясь возможности этих физических излишеств, не думая при том нисколько не только о ее духовной жизни, но даже и об ее физической жизни»…

Да. Он не думал о том, как угодить жене в такие минуты. Вёл себя, как законченный эгоист и свин. Вот и получилось – свиное.

Только непонятно, почему он всё это обобщает и считает, что у других так же. Не все же мужчины – свины! Есть такие, что дышать на свою половинку боятся. Деликатные, чуткие, терпеливые, по-житейски мудрые…

Впрочем, я уже писала, что Позднышев – человек умный, но узкомыслящий. Он видит мир исключительно со своей узкой колокольни:

Рецепт семейного счастья от героя «Крейцеровой сонаты»: держать жену в узде и домашнем халате.

Кадр из фильма «Крейцерова соната», 1987 год. Молодожёны на море.
Кадр из фильма «Крейцерова соната», 1987 год. Молодожёны на море.

Фильм «Мой ласковый и нежный зверь». Мог ли Камышев жениться на Оленьке?

Левин прогоняет Васеньку Весловского из имения. Почему это – «тревожный звоночек» для Кити?

Не забывайте ставить лайки, если вам понравилась статья. И подписывайтесь на канал!

#кино #актеры #классика #семейные отношения #женщины