Помните, как-то раз в своей телепередаче «Парижские встречи» Эльдар Рязанов взял интервью у Романа Поланского? У меня была шуточная заметка на эту тему, набравшая какое-то невероятное количество просмотров:
Так вот после просмотра «Дворца» я склонна думать, что Полански тогда заразился, получив укол пошлости, который сработал только 30 лет спустя (в случае автора фильма «Бал вампиров» (1967) сама собой напрашивается метафора с укусом вампира).
Сейчас ему 90, и он вместо тихой мирной старости решил испоганить Венецианский кинофестиваль, показав там свое творение вне конкурса, засорить все приличные киножурналы критическими рецензиями, умудрился получить нулевой рейтинг на Rotten Tomatoes, а жителям постсоветских территорий напомнить о печальном провале Эльдара Рязанова с его «Старыми клячами», о беспомощных новогодних огоньках и о «Старых песнях о главном» со звездами-пенсионерами в мехах и с последствиями неумелой пластики на физиономиях.
«Дворец» представляет собой историю о подготовке и проведении новогодней ночи, случившейся с 1999 на 2000 год, с обсуждением «проблемы Миллениума» как аналога конца света для цивилизованного мира. Место действия — отель в швейцарских Альпах, состряпанный в виде очень халтурной по качеству 3D-модельки, более подходящей для компьютерной игры, чем для финального фильма-завещания классика. На курорт съезжаются все богачи мира со своими старыми и новыми женами, собаками, трэш-нарядами и безумными запросами. Довершают картину представители русской мафии, одного из которых скверно сыграл Александр Петров, назвавший съемки в этом фильме «невероятным приключением».
Фильм действительно невероятный. В том смысле, что где еще увидишь такое. Комик Джон Клиз из «Монти Пайтон», призванный шутить, вдруг берет и умирает, не успевая выдать никаких искрометных гэгов. Фанни Ардан совсем съезжает с катушек, докатившись на старости лет до шуток про собачье дерьмо. А в финале ее собака будет по какой-то дьявольской логике сношаться с пингвином (вот уж где простор для кинолога, но не киноведа!). Вот сиди и думай: это все еще метафора или уже неминуемый маразм?
Но самое поразительное в ситуации вокруг «Дворца» — это его беспрецедентный успех в российских сми и культурных институциях. И еще полбеды, что этот фильм рекламирует радиостанция «Юмор FM» — возможно, для ее слушателей это будет свежо и ново. Но более чем удивительна поддержка этой тупейшей безвкусицы Третьяковской галереей, где фильм шел в прокате, а также относительно «интеллектуальными» кинотеатрами вроде «Иллюзиона», «Ленфильма» или «Художественного» (его арт-директор Стас Тыркин одним из первых восторгался фильмом после премьеры в Венеции).
Или вот журнал «Сеанс» горячо рекомендует фильм «Дворец»: мол, мировая рафинированная критика не приняла и не поняла, но мы-то — настоящие ценители, поэтому будем смотреть, балдеть и хрюкать.
Вряд ли этой интеллектуальной рифмой «кал — нал» они хотели сказать, что фильм заслуживает скорее медицинского анализа, чем искусствоведческого.
Алексея Васильева из «Коммерсанта» и вовсе этот фильм заставил припомнить свое темное прошлое с узнаванием любимых порноактеров по их характерным атрибутам.
В общем, не думала, что Новый год начну с критики, но как ни крути, Полански и юмор — это две абсолютно далекие друг от друга вещи. Не знаю, кого Полански вместе со своим сценаристом Ежи Сколимовски (соавтор «Ножа в воде») хотели спародировать своей кинолентой — то ли позапрошлого победителя Канн «Треугольник печали», то ли самих себя. Получилось очень посредственно, какой-то «Бал вампиров-2», но на порядок хуже и без того невыдающегося оригинала.