Найти тему
Киноа: кино + архитектура

«Текст»: новый фильм о российской действительности по роману Дмитрия Глуховского

Грустная история о том, как студент филфака МГУ так его и не закончил

Александр Петров и Дмитрий Глуховский в фильме «Текст»
Александр Петров и Дмитрий Глуховский в фильме «Текст»

Говорила мама, не ходи на танцы – учи романскую филологию!

Был когда-то такой мультфильм «В стране невыученных уроков», так вот: «Текст» мог бы называться примерно так же. Сидел бы дома и читал книжки – ничего бы не случилось. Но нет, он жить хотел, хотел печали любви и счастию назло: пошел в клуб, там подбросили наркотики, посадили в тюрьму, и жизнь пошла по наклонной…


Книга «Текст» Дмитрия Глуховского, по которой он же и написал сценарий (очень неплохой), считается «реалистической», что вдвойне привлекает зрителя: смотрите, фантаст, автор затейливой постапокалиптической фантазии «Метро 2033», вдруг обращается к действительности! Но это еще как сказать.

Главный герой в исполнении Александра Петрова, студент Илья Горюнов, ведет себя настолько бестолково, что невольно удивляешься, за что ему вообще ставили хорошие отметки в институте. На этом фоне абсолютно отрицательный персонаж Ивана Янковского, коррумпированный полицейский Петр Хазин, начинает казаться интеллектуалом.

Кадр из фильма «Текст»
Кадр из фильма «Текст»

Однако в какой-то момент ребята меняются местами, и это самое интересное: как здорово чередуются реальность реальная и виртуальная, смс-сообщения, хоум-видео, скромная городская окраина и модная Трехгорка, голосовые записи, преобразующие речь в текст, аудиосообщения, снова текст, много текста… Режиссер Клим Шипенко, к счастью, избегает формата скринлайф – в кадре не только экран айфона, но и живые люди.

И все же о фантастике. Дело тут совсем не в плохих полицейских, несправедливом правосудии, колумбийском кокаине, отчаянных порядочных парнях из Лобни и красивых девушках из Минска – кто-то скажет, что это наша реальность, и, возможно, даже будет прав. Но как же это все похоже на талантливую аферу политтехнологов!

Илья Горюнов рифмуется с журналистом Иваном Голуновым, которому тоже недавно подбросили наркотики. А момент с фамилией обыгрывается в сцене с опечаткой при выдаче загранпаспорта. К Горюнову приходит женщина из ритуального агентства – а именно столичному рынку ритуальных услуг посвящено одно из расследований Голунова.

Кристина Асмус в фильме «Текст»
Кристина Асмус в фильме «Текст»

Конечно, книга и фильм создавались задолго до «дела Голунова», за год, а то и за два до июньской истерии. Но не будем забывать, что писатель Глуховский – частый гость Радио Свобода, Эха Москвы и Форумов свободной России, где выступает вместе с ведущими политтехнологами на одной сцене. А еще говорят, что журналист Голунов и режиссер фильма Клим Шипенко учились в одном классе.

Кроме того, в фильме есть еще одна говорящая фамилия: антагонист главного героя – однофамилец известного экономиста Михаила Хазина, который, кстати, выступает с антилиберальных позиций. Ну какая тут конспирология – чистое совпадение, ирония судьбы.

Как и положено в хорошем финале, написанном по голливудским стандартам (почти всегда сказочным и фантастическим), финальная сцена «Текста» дает надежду и просветление. Шипенко говорит, что сцена позаимствована из книги.

Это имеет отношение к зрителю: я не хотел, чтобы было ощущение полной жопы, чернухи. Мне хотелось, чтобы зритель понимал: этот герой не зря умер. Естественно, я смотрел и без нее, и показывал, и так фильм тоже работает. Но тогда получается совсем беспросвет! И так, после этого фильма я общаюсь со зрителями, и они спрашивают: «Скажите, а как жить-то вообще?»

Клим Шипенко

Клим Шипенко, Дмитрий Глуховский и Александр Петров на съемках фильма
Клим Шипенко, Дмитрий Глуховский и Александр Петров на съемках фильма

На этот вопрос у писателя Глуховского нет ответа. Да, ему не нравится система, он даже пытается ее критиковать, изображая жертву тотального зла – кровавого режима, который сметает все живое на своем пути. Полицейский Петр Хазин ведет себя точно российский Пабло Эскобар. Несчастному Илье Горюнову, очевидно, не близко текущее положение вещей, но менять систему он не намерен. Да и зачем, когда можно на время стать самим Хазиным (это как в недавнем фильме «Паразиты» - бедные не хотят изменить мир, им нужно всего-то пролезть в мир богатых) или уехать на родину Эскобара, подальше от проблем. Что ж, «пора валить» - типичный рецепт благополучия.

А вы собираетесь пойти на этот фильм? Или уже посмотрели? Какие впечатления?

Ставьте лайки 👍 Делитесь с друзьями 👨‍👩‍ Подписывайтесь на канал 💡

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц