Найти в Дзене

Ловушка в Вижае. Перевал Дятлова. - 4

Оглавление

Предыдущая часть:

В комментариях к предыдущей статье некоторые читатели (точнее сказать, читательницы) выразили сомнение в правильности моего вывода о том, что дятловцы уже в самом начале своего пути "понизили" категорию сложности своего похода с 3-й (высшей) до 2-й. Так, одна читательница пишет:

"А вы уверены, что то обстоятельство, что путь от Вижая до 41 поселка они проделали на машине, расценили бы как понижение категории похода? Разве на эту тему имеются какие нибудь показания с оценкой этого обстоятельства? Ну и проехали совсем немного на попутке. Это представляется несущественным. Да и кто бы об этом узнал?"

Другая читательница тоже засомневалась:

"Но они ведь продолжали идти на лыжах, или условие, что обязательно идти с рюкзаками?"

Да нет, уважаемые читатели и читательницы, здесь никакой "ошибки" быть не может. И прежде, чем сделать свои выводы и начать их излагать, я, естественно, сто раз все проверил и перепроверил. И, что называется, "изучил вопрос".

Спортивный туризм в Совдепии

Фото 1. Игорь Дятлов во время одного из "походов выходного дня".
Фото 1. Игорь Дятлов во время одного из "походов выходного дня".

Дело в том, что развитие туризма в Совдепии среди студентов и молодежи происходило как развитие отдельного, своеобразного "вида спорта" - как спортивного туризма. И, как и во всяком виде спорта, в советском спортивном туризме существовали свои "правила игры", свои понятия и требования. И были свои спортивные разряды (туристические) и свое звание "мастера спорта" (по туризму).

И все эти правила и понятия были очень четко определены. Что такое "спортивный туризм" и чем он отличается от "рекреационного туризма". Что такое "туристический поход" в спортивном туризме. Что такое "маршрут похода". Каким должен быть этот маршрут и какие требования к нему предъявлялись. Что такое "малонаселенная местность", "естественные преграды" и "ночлег в полевых условиях". Все эти понятия, повторюсь, были очень четко определены. Они и сегодня, в спортивном туризме РФ, практически не изменились (только количество категорий сложности походов увеличилось с 3-х до 6-ти), и вы при желании сможете легко с ними ознакомиться (см. ссылки ниже).

Читать онлайн «Основы активного туризма» – Литрес
Глава 5. Организация спортивных туристских походов

И, конечно же, в спортивном туризме были (и есть) свои правила и требования к тому, как туристы-спортсмены должны проходить свой маршрут. Так, например, маршрут похода обязательно должен быть непрерывным (см. ссылку ниже).

"Маршруты походов должны быть непрерывными. Разрывом маршрута считается, не вызванное необходимостью, пребывание в населенном пункте более двух суток, а также использование внутримаршрутного транспорта".
4.2. Методические основы категорирования туристских маршрутов и основные положения разрядных нормативов по спортивному туризму

То есть если какая-либо туристическая группа, проходившая маршрут в рамках спортивного туризма, без какой-либо необходимости (например, травмы или болезни кого-либо из членов группы) останавливалась на маршруте в каком-либо населенном пункте (например, в мансийских избах) более, чем на двое суток - все, маршрут ей уже не засчитывался. На маршруте группа должна была постоянно двигаться, не задерживаясь в населенных пунктах (если они попадались на пути).

Фото 2. Зина Колмогорова во время одного из походов.
Фото 2. Зина Колмогорова во время одного из походов.

И при этом в спортивном туризме, конечно же, зачетные участки маршрута туристы должны были пройти сами, c рюкзаками и со всем снаряжением. Никакого гужевого транспорта (лошадей, оленей, верблюдов)! И уж тем более никакого попутного транспорта! Это же был "вид спорта", и суть спортивного туризма в том и состояла, что туристы-спортсмены весь зачетный участок маршрута проходят без посторонней помощи, исключительно своими силами.

"Туристский поход – это короткое по продолжительности путешествие (в большинстве случаев от 1-2-х до 15-20 дней) с активными способами передвижения (пешком, на лыжах, на велосипеде, на гребных судах) по всему маршруту. Таким образом, поход это всего лишь частный случай (разновидность) туристских путешествий, где туристы передвигаются по маршруту за счет их мышечной силы. Следовательно, иные виды путешествий, где для передвижения по маршруту туристы используют любые типы транспорта или животных (вьючных, ездовых), строго говоря «походом» не являются".

То есть если это "водный поход" (на плотах, а позднее на байдарках), то туристы-спортсмены гребут сами, руками - никаких моторов или моторных лодок. Если это "велосипедный поход", то крутят педали сами, и все везут на себе - никаких моторов, мопедов, мотоциклов или автотранспорта. А если это пешеходный или лыжный поход - туристы идут только сами, и все снаряжение несут на себе. Никаких автомобилей или гужевого транспорта.

Ну, а как иначе? Как вы себе это представляете? Что же это был бы за спортивный туризм, если бы туристы-спортсмены часть маршрута катались на попутных машинах, а часть - проходили с использованием лошадей или оленей? Это был бы уже не "спортивный туризм", а "рекреационный туризм". Или просто "прогулка на природе по пересеченной местности". Нет, все только сами. На лыжах. С рюкзаками и со всем снаряжением на себе. Только так.

И "зачетными" участками маршрута в спортивном туризме считаются только те, которые туристы-спортсмены прошли правильно, по правилам. И только эти зачетные участки включались в зачетную протяженность пройденного маршрута. Если же какой-то участок группа проехала на машине, или использовала при передвижении какой-либо гужевой транспорт (лошадей, оленей) - то этот участок маршрута, естественно, уже становился "незачетным". Или, говоря более официальным языком, он не квалифицировался, - то есть не засчитывался. Все, он выпадал из общей протяженности пройденного маршрута!

Использование попутных машин и гужевого транспорта

Фото 3. Николай Тибо-Бриньоль во время похода по Чаусовой, 1956 год.
Фото 3. Николай Тибо-Бриньоль во время похода по Чаусовой, 1956 год.

Так вот, группа Дятлова проходила свой маршрут в рамках советского спортивного туризма. Они не были просто "туристами" - они были "туристами-спортсменами". Вся турсекция УПИ занималась именно спортивным туризмом, и она была частью спортклуба УПИ (в УПИ была еще и секция альпинизма, и альпинизм в Совдепии также считался одним из "видов спорта"). И абсолютное большинство других подобных турсекций, при других советских ВУЗах, также организовывали турпоходы в рамках спортивного туризма. Они не занимались "организацией отдыха и досуга студенческой молодежи" - они занимались спортивным туризмом. И поэтому все подобные туристические группы следовали правилам советского спортивного туризма - в том числе, конечно, и во время прохождения своего маршрута.

Использовался ли в таких походах автомобильный и гужевой транспорт? Я имею в виду уже после "выхода на маршрут"? Да, конечно, иногда использовался. И таких примеров в отчетах туристических групп того времени можно найти немало. Так, например, группа Шумкова-Владимирова (у них был поход примерно в то же время, что у дятловцев, но по другому маршруту - см. Фото 4-5 ниже) на одном участке маршрута погрузила свои рюкзаки на мансийские нарты с оленями, и они прошли этот участок в сопровождении манси-проводника. И Владимиров об этом с удовольствием рассказывал:

«От Лямьяпауля до Суеватпауля Анямов великодушно погрузил девушек и рюкзаки на две упряжки оленей, а мужики (какое блаженство без рюкзаков!) бежали вслед за нартами».

Но этот участок, который они прошли с использованием "гужевого транспорта" (оленей), им уже не засчитывался. Он уже становился незачетным. И при подсчете протяженности зачетного маршрута их похода, он, конечно, уже не учитывался.

Почему же группа Владимирова-Шумкова решила пройти этот участок маршрута с использованием "гужевого транспорта"? И почему они это даже не скрывали? Потому что у них была "двойка" - поход 2-й категории сложности. И в этой категории минимально необходимая "зачетная" протяженность маршрута должна была составлять 250 км. А у них протяженность маршрута была значительно больше. Ниже на карте (см. Фото 4-5 ниже) показан их маршрут (на Фото 4 это фиолетовая линия). Сначала они сделали большой круг к востоку от Лозьвы, прошли юрту Анямова и Суеватпауль, а потом они сделали еще приличный кружок к западу от Лозьвы, поднявшись на Чистоп и пройдя по реке Ушма. И общая протяженность их маршрута составляла около 270-280 км. До "тройки" они "не дотягивали" (в 3-й категории протяженность маршрута должна быть не менее 300 км), а вот "двойка" у них была очень уверенная, с приличным "запасом" километража.

И, кстати, именно эта группа, поднявшись на Чистоп 4 февраля (некоторые полагают, что это было 6 февраля), видела сигнальную ракету, запущенную над Холатчахлем - там, на перевале Дятлова, в это время уже появились чекисты в первый раз, я об этом писал ранее (см. ссылку ниже).

Фото. Маршруты других туристических групп в этом районе зимой 1959 года. Маршрут группы Шумкова-Владимирова обозначен фиолетовой линией.
Фото. Маршруты других туристических групп в этом районе зимой 1959 года. Маршрут группы Шумкова-Владимирова обозначен фиолетовой линией.
Фото 5. Маршрут группы Шумкова-Владимирова в зимнем походе в январе-феврале 1959 года.
Фото 5. Маршрут группы Шумкова-Владимирова в зимнем походе в январе-феврале 1959 года.

То есть у них в этом походе были "лишние километры": для "двойки" требовалось пройти 250 км, а у них протяженность маршрута составляла около 270-280 км. И вот эти 20-30 "лишние километры" они, конечно, уже вполне могли при желании проехать на попутной машине (в начале или в конце маршрута) или пройти с использованием "гужевого транспорта": у них оставался достаточный для "двойки" зачетный километраж.

И таких примеров можно привести множество. Собственно, почти у всех групп протяженность маршрута несколько превышала необходимую для данной категории сложности похода. И поэтому почти у всех групп были такие "лишние километры", которые они могли проехать на попутке или пройти с использованием "гужевого транспорта" - категория сложности похода у них при этом не менялась, не понижалась.

Зачем туристические группы добавляли в свой маршрут эти "лишние километры"? Во-первых, было очень сложно проработать такой маршрут, протяженность которого в точности совпадала бы с необходимой для данной категории сложности (то есть чтобы протяженность маршрута была в точности равна 250 км для "двойки" или 300 км для "тройки"). А во-вторых, они же ходили в походы не только "ради спорта" и для получения разрядов, но и чтобы хорошо и активно отдохнуть и получить от похода удовольствие. Маршруты тогда разрабатывали сами группы (а затем походы 2-й и 3-й категории сложности в маршрутной комиссии рассматривали и утверждали), и туристы старались сделать свой маршрут не только достаточно сложным, но и интересным. Чтобы на какую-нибудь гору подняться, пройти по интересным местам и т.д. И поэтому они очень часто в своих маршрутах делали приличные "крюки", и в походе появлялись эти "лишние километры".

И вот именно эти "лишние километры", повторюсь, группы вполне могли пройти с использованием гужевого транспорта. Категория сложности похода при этом у них не понижалась.

Маршрут группы Дятлова

А теперь, уважаемые читатели, давайте снова посмотрим на маршрут группы Дятлова. У них была "тройка", и поэтому "зачетная" протяженность маршрута у них должна была составлять не менее 300 км. И шли они по большому кольцу - они вышли из Вижая и должны были вернуться в Вижай (см. Фото 6 ниже).

Фото 6. Маршрут похода группы Дятлова. Это было 300-километровое кольцо - с выходом из Вижая и с возвращением в Вижай.
Фото 6. Маршрут похода группы Дятлова. Это было 300-километровое кольцо - с выходом из Вижая и с возвращением в Вижай.

Так вот, протяженность этого "кольца" составляла ровно 300 км. Это подтвердил и товарищ Масленников во время своего дополнительного допроса от 15 апреля (см. ссылку ниже - Масленникова допрашивали дважды):

"Вопрос: На каком основании группе Дятлова было дано разрешение на лыжный поход в район Главного Уральского хребта (горы Отортен-Ойко-Чакур)?
Ответ: Для получения на разрешение похода Дятлов представил все необходимые принципиальные документы – о туристском опыте каждого участника, дающем основание участвовать в маршруте; о точном расчете движения группы по маршруту в 300 км протяженностью, рассчитанном на 16 дней, как это и предусмотрено туристской инструкцией".
Дополнительный допрос Масленникова

Видите, уважаемые читатели, товарищ Масленников прекрасно знал, что протяженность всего маршрута группы Дятлова составляла ровно 300 км. От Вижая до Вижая. Дятлов с ним обсуждал этот маршрут, и наверняка Масленников дал ему несколько советов, как лучше составить маршрут 3-й категории сложности:

"По положению, маршрут III категории должен не менее 8 дней (из 16-ти) проходить по малонаселенной местности, где группа может рассчитывать только на собственное снаряжение, силы и умение. В маршруте группы Дятлова такой участок был равен примерно 12 дням: здесь не было ни одного населенного пункта".

И далее, рассказывая уже о "поисковых работах", Масленников снова говорит о 300-километровом кольце маршрута группы Дятлова:

"В течение 21-24-26 февраля на все 300-километровое кольцо маршрута Дятлова были высажены с помощью вертолетов десанты поисковых групп".

То есть, в отличие от большинства других походов, в этом походе у дятловцев никаких "лишних километров" не было. Все "впритык", только-только набирали нужные 300 км. И поэтому все это "кольцо", от Вижая до Вижая, все 300 км, они должны были пройти сами. На лыжах и с рюкзаками.

В том числе, конечно, и участок от Вижая до Второго Северного. Этот участок, протяженностью около 55 км, также входил в это 300-километровое кольцо. И они его - чтобы этот участок был "зачетным" - также должны были пройти сами. На лыжах и с рюкзаками. И именно так у них и было запланировано по маршруту (см. Фото 7 и ссылку ниже): в третьей строчке (Вижай- Северный-2) четко написано - "лыжи".

Фото 7. План маршрута группы Дятлова, Лист 202 УД.
Фото 7. План маршрута группы Дятлова, Лист 202 УД.

И если они этот участок от Вижая до 2-го Северного проехали на попутной машине и прошли с лошадиной подводой - то, естественно, он уже становился "незачетным". Все, он выпадал из общей зачетной протяженности маршрута!

Засчитали бы им после этого "тройку"? Да нет, конечно! Если бы они не "добрали" до необходимых для "тройки" 300 километров 10-15-20 км - еще могли бы зачесть. Такая практика существовала: если какая-то группа немного (5-10-15 км) "не добирала" километраж для какой-либо категории сложности, то ей могли зачесть эту категорию - приняв во внимание извилины рек, отклонения от маршрута, сложность маршрута, количество "естественных препятствий" и т.д. Но дятловцы не добирали целых 55 км! А это очень много - более 1/6 протяженности всего маршрута. Строго говоря, они даже до "двойки" уже немного не дотягивали: для "двойки" требовалось пройти 250 "зачетных" километров, а у них получалось 245 км. Но "двойку" им бы зачли, конечно, а вот "тройку" - точно нет.

Так что, уважаемые читатели, в моих выводах никакой ошибки нет. И если у вас есть по этому поводу какие-то сомнения - посмотрите, что такое спортивный туризм, какие в нем существуют правила, и какие требования предъявляются к маршруту в спортивном туризме, и как маршрут нужно проходить. И тогда вы поймете, что я прав: дятловцы действительно по каким-то непонятным причинам, уже в самом начале похода, понизили категорию сложности своего похода с "тройки" до "двойки". И как-то иначе все это трактовать невозможно.

Продолжение: