Найти в Дзене

Ловушка в Вижае. Перевал Дятлова. - 3

Предыдущая часть:

Так вот, почему я убежден в том, что Игорь Дятлов добровольно, сам, никогда бы не пошел на изменение маршрута группы уже в самом начале похода, и не стал бы понижать сложность похода с 3-й (высшей) категории до 2-й (или даже 1-й)?

Путь дятловцев от Вижая до Второго Северного - это важнейшая, ключевая, часть всей этой истории, поэтому остановимся на этом вопросе подробнее.

Особенности советского туризма

В ходе моего расследования мне пришлось изучить историю развития туристического движения в Совдепии в 1950-е годы, а также ознакомиться со множеством отчетов других туристических групп, которые в 1950-е годы совершали свои походы в этом регионе (Северного Урала). Кроме того, я и сам в свое время регулярно ходил в походы (на Алтай, на Тянь-Шань, в Карелию и другие) - это было уже после того, как Совдепия "канула в лету", но система организации туризма в это время, конечно, оставалась в целом все той же, советской. И вот к каким выводам я пришел.

Активное развитие "туристического движения" в Совдепии началось уже после смерти Джугашвили, при Хрущеве, и, естественно, все это делалось сверху, "по решению Партии и Правительства". Не нужно думать, что, вот, в какой-то момент советские студенты и прочая советская молодежь вдруг распробовали "вкус" к туристическим походам, и после этого в Совдепии началось развитие туризма. Нет, в тоталитарной Совдепии такое было невозможно, и в ней все делалось "по решению сверху". Даже если эти решения касались какой-нибудь сферы "общественной жизни" или "досуга".

Зачем вдруг Партия и Правительство при Хрущеве решили развивать в Совдепии "туристическое движение"? Думаю, цели у них были, прежде всего, опять же политические. При Хрущеве был осужден "культ личности Сталина", началась т.н. "хрущевская оттепель", и в страшном и затхлом советском коммунистическом концлагере повеяло легким "ветерком свободы". И Партия и Правительство всерьез опасались, что народ, почувствовав этот "ветерок свободы", начнет бунтовать. И эти опасения не были безосновательными: в странах Восточной Европы произошли крупные антикоммунистические восстания (вспомним хотя бы Венгерское восстание 1956 года), а в самой Совдепии в 1962 году произошло известное восстание в Новочеркасске.

А студенчество и молодежь во все времена и во всех странах - люди довольно вольнодумные, бунташные. Вот Партия и Правительство и решили их на время каникул, "от греха подальше", отправлять в туристические походы: в тайгу, в горы, с рюкзачками. Чтобы они там, в дали от цивилизации и всех ужасов "советской жизни", немного отдохнули на природе, в палатках, под костерок песни попели, пообщались. И чтобы им было, чем себя занять на досуге, и куда приложить свою "молодую кипучую энергию".

Фото 1. Студенты УПИ во время студенческого турслета (с сайта https://dyatlovpass.com/, фото "раскрашено" в цвет с помощью современной программы). На фото есть Игорь Дятлов (четвертый справа в нижнем ряду) и Зина Колмогорова (вторая справа в верхнем ряду).
Фото 1. Студенты УПИ во время студенческого турслета (с сайта https://dyatlovpass.com/, фото "раскрашено" в цвет с помощью современной программы). На фото есть Игорь Дятлов (четвертый справа в нижнем ряду) и Зина Колмогорова (вторая справа в верхнем ряду).

Поэтому, естественно, развитие туризма в Совдепии в это время также осуществлялось сверху, в рамках выполнения "решений Партии и Правительства". И хотя внешне все это выглядело как "общественное движение" снизу, в Совдепии "развитием туризма" занимались специальные люди. Партийные функционеры из отделов культуры местных обкомов. Чиновники в городских комитетах по развитию спорта и туризма. Специальные люди в турсекциях при советских ВУЗах.

И в 1950-е годы по всей стране, при ВУЗах (а иногда при школах), возникают туристические секции. Появляются туристические базы, с туристическими инструкторами. А советская промышленность, нехотя и кряхтя, начинает производить кое-какое снаряжение для турпоходов: палатки, рюкзаки, штормовки, лыжи и лыжные палки, лыжные ботинки, фотоаппараты и другую фототехнику и т.д.

И в это же время была утверждена и введена вот эта система категорий сложности (трудности) для различных походов, а также введены разряды по туризму и звание мастера спорта по туризму (см. Фото 2 ниже).

Фото 3. Нормативы и разрядные требования по туризму в 1957-60 гг.
Фото 3. Нормативы и разрядные требования по туризму в 1957-60 гг.

И, естественно, всем этим советским деятелям, которые занимались "развитием туризма" в Совдепии, нужно было как-то отчитываться об "успехах и достижениях" в своей работе. Как? С помощью отчетов, конечно! И с помощью "объективных показателей" - то есть цифр. Сколько людей приняло участие в различных походах. Какой категории сложности были эти походы. Сколько людей получили разряды по туризму и сколько в данной турсекции разрядников и мастеров спорта по туризму.

Так, одним из тех, кто занимался развитием туризма в Свердловской области, был товарищ Уфимцев - инструктор учебно-спортивного отдела Свердловского Городского Комитета по физической культуре и спорту. И вот что он сообщил во время своего допроса от 13 апреля (см. ссылку ниже):

"По инструкции комитета по физической культуре и спорту при Совете министров СССР предоставлением права разрабатывания маршрута разрешается любой организацией и учреждением и добровольными спортивными обществами, что и было проделано и подготовлен проэкт маршрута III категории трудности секцией туризма УПИ. Группа Дятлова примерно в этом же составе совершала походы высшей категории трудности и ранее, тов. Дятлов сам был в этом районе в 1957 году, но не по этому маршруту. Условия маршрута группе были известны, и маршрут был утвержден маршрутной комиссией в составе Королева В., Масленникова Е.П. и тов. Новиковой, группа имела и карту этой местности, снаряжение и питание на весь срок следования.
Требования для участников, которые были допущены в состав группы полностью соответствуют. инструкция по туризму, ст. 26-28. При походе III категории трудности участники должны иметь опыт участия в походе II категории трудности по данному виду туризма, руководитель должен иметь опыт руководства походом II категории трудности и опыт участия в походе III категории трудности по данному виду туризма".
Допрос свидетеля Уфимцева

Видите, уважаемые читатели, как все непросто. Все делалось в соответствии с приказами и инструкциями. И чтобы выпустить группу Дятлова на этот маршрут, нужно было проверить группу на выполнение множества требований. И товарищ Уфимцев прекрасно знал, что группа Дятлова вышла по заранее утвержденному маршруту 3-й (высшей) категории сложности.

Прекрасно об этом знал и товарищ Масленников (см. Фото 3 ниже). Масленников постоянно работал заместителем главного механика на заводе ВИЗ (Верх-Исетского завода), но при этом был также партийным работником, а, так сказать, "на общественных началах" занимался развитием туризма в Свердловской области и входил в маршрутную комиссию области. Но не нужно обманываться по поводу "общественной деятельности" товарища Масленникова на поприще туризма - в Совдепии, повторюсь, все "общественные деятели" и "активисты" занимались "проведением в жизнь" политики и решений Партии и Правительства. Вот что он сообщил об этом походе в своем допросе от 10 марта (см. ссылку ниже).

"Во второй половине декабря 1958 года студент УПИ Игорь Дятлов и кто-то еще из студентов пришли ко мне в туристский клуб и рассказали, что у них есть предложение организовать поход III категории (высшей) по Северному Уралу. Маршрут в этот раз подробно не обсуждался, обсуждалась лишь общая идея – пройти от Ивделя на хребет, предварительно обсуждался состав группы. Дятлов тогда назвал кандидатуру Колмогоровой и некоторых других лиц.
Я знал район похода и знал группу и поэтому в принципе не возражал против такого похода. Дятлов и другие участники похода после разговора со мной встретились с председателем туристской секции города Богомоловым, с членами маршрутной комиссии Новиковой, Королевым, а также с Карелиным и другими активистами.
Следующая встреча моя с участниками похода состоялась 8.01.59 г. В клубе же ко мне подошли все участники группы и показали мне проект похода. В проекте был представлен маршрут, дано краткое описание похода, расписание общественного и личного снаряжения, охарактеризован состав группы, указана финансовая сторона похода".
Протокол допроса свидетеля Масленникова Е. П.
Фото 3. Масленников Евгений Поликарпович (1924-1978). Советский партийный и общественный деятель. В 1959 - зам. гл. механика ВИЗа. Мастер спорта по туризму (1955), председатель Федерации области по туризму, член Маршрутной Комиссии при ГКФиС. Утверждал маршрут группы Дятлова.
Фото 3. Масленников Евгений Поликарпович (1924-1978). Советский партийный и общественный деятель. В 1959 - зам. гл. механика ВИЗа. Мастер спорта по туризму (1955), председатель Федерации области по туризму, член Маршрутной Комиссии при ГКФиС. Утверждал маршрут группы Дятлова.

То есть весь маршрут похода Игорь Дятлов обсуждал с Масленниковым (и неоднократно), и с самого начала этот поход планировался как поход 3-й (наивысшей) категории сложности.

Прекрасно знал об этом походе и товарищ Гордо, председатель правления спортклуба УПИ. Вот что он сообщил в своем допросе от 17 апреля (см. ссылку ниже):

"Я председателем правления спортклуба УПИ работаю с 1955 года. При нашем клубе есть туристская секция, которую с начала 1959 года возглавляет тов. Мартышев, до него эту секцию возглавлял Блинов. В составе правления спортивного клуба за спортивно-туристскую работу отвечал студент Дорошенко, который также погиб в составе группы тов. Дятлова.
Маршруты и задачи каждого туристского похода разрабатываются туристской секцией, которая походы II и III категории трудности представляет на утверждение городской маршрутной комиссии. Эту комиссию возглавляет Королев. Маршрутная комиссия рассматривает такие вопросы: сам маршрут, готовность участников похода и руководителя группы, проверяет снаряжение и обеспечение группы".
Допрос свидетеля Гордо Л. С.

Даже товарищ Иванов в своем "Постановлении о прекращении уголовного дела" от 28 мая упомянул, что это был поход 3-й категории сложности (см. ссылку ниже):

"23 января 1959 г. группа самодеятельных туристов в количестве 10 человек отправилась в лыжный поход по маршруту: гор. Свердловск - гор. Ивдель - пос. 2-й Северный - гора Отортен – гора Ойка-Чакур - река Северная Тошемка - пос. Вижай - г. Ивдель - гор. Свердловск...
Все участники похода имели хорошую туристскую подготовку и могли участвовать в походе III категории трудности. Группа была снабжена необходимым снаряжением и питанием, финансировал поход профком Уральского политехнического института".
Постановление о прекращ. дела

И ВДРУГ! И вдруг Игорь Дятлов, уже в самом начале похода, еще в Вижае, по каким-то непонятным причинам меняет план похода и понижает его категорию сложности! Еще можно было бы понять, если бы дятловцы сделали это где-то в середине или в конце похода. Ну, скажем, если бы они шли по тому же маршруту (см. Фото 4 ниже), но в противоположном направлении (по часовой стрелке), и если бы они отменили радиальный выход с покорением Отортена, сократив тем самым протяженность маршрута. Скажем, по той причине, что у них заканчивались бы продукты, или если бы у них кто-то приболел. То есть сделали бы это вынужденно. Это еще можно было бы понять.

Фото 4. Маршрут похода группы Дятлова. Это был "круговой маршрут" (против часовой стрелки) - с выходом из Вижая и с возвращением в Вижай.
Фото 4. Маршрут похода группы Дятлова. Это был "круговой маршрут" (против часовой стрелки) - с выходом из Вижая и с возвращением в Вижай.

Но они это сделали уже в самом начале пути! По сути еще даже не выйдя на маршрут! Нет, уважаемые читатели. Вот из всего, что мы знаем о туризме в Совдепии того времени, и что мы знаем об Игоре Дятлове, можно совершенно точно утверждать, что Игорь добровольно никогда бы не пошел на понижение категории сложности похода уже в Вижае. Не та это была страна, не то это было время, и не тот был человек Игорь Дятлов, чтобы без каких-либо видимых причин изменять заранее утвержденный маршрут похода и понижать категорию его сложности. Его бы никто не понял, просто пальцем у виска покрутили бы: "Мда, Игорек, а ты чудак, оказывается! Разработал и утвердил маршрут 3-й, наивысшей, категории сложности. А потом непонятно зачем, уже в самом начале маршрута, понизил категорию сложности своего похода. Чтобы на машине с ветерком прокатиться? Вот уж от тебя, Игорь, мы такого не ожидали!"- сказали бы Игорю товарищи из маршрутной комиссии, из турсекции УПИ и его товарищи из числа студентов и выпускников УПИ.

Продолжение: