Найти тему
Живописные истории

«Лесное ущелье с Благородным оленем» Карла Блехена

Эта работа входит в серию мрачных, диких пейзажей, написанных немецким художником Карлом Блехеном (1798-1840) перед поездкой в Италию в 1828-29 годах.

Карл Блехен «Лесное ущелье с Благородным оленем», 1828 г.
Карл Блехен «Лесное ущелье с Благородным оленем», 1828 г.

Картина типична для композиционного формата (художник его использовал как до, так и после поездки) – вертикальный, в котором элемент или комбинация элементов на переднем плане поднимается на всю высоту холста с одной или обеих сторон.

Для него также характерны внезапные переходы от светлого к темному.

Карл Блехен «Ущелье близ Амальфи», 1831 г.
Карл Блехен «Ущелье близ Амальфи», 1831 г.

Хотя такая живописная манера может быть отдаленно связана с немецкой пейзажной техникой шестнадцатого века, стиль Блехена развился, по крайней мере частично, как ответ на его назначение Карлом Фридрихом Шинкелем в 1824 году сценографом Кенигштадтского театра.

Искусствовед Готфрид Шадов назвал его "одним из первых, кто украсил эту сцену пейзажами".

«Лесное ущелье с Благородным оленем» также отражает интерес Блехена к художнику Каспару Давиду Фридриху (1774-1840) и квазирелигиозное почитание природы, которое является сильным подтекстом немецкой романтической живописи.

Фридрих «Скалистый ландшафт в Эльбских Песчаниковых горах», 1822/23 гг.
Фридрих «Скалистый ландшафт в Эльбских Песчаниковых горах», 1822/23 гг.

Однако изображение Блехеном огромной, ошеломляющей красоты природы иногда беспокоило современных зрителей, которые использовали такие фразы, как "глубоко меланхоличный характер", "чувство безымянного ужаса" и "ужасное", чтобы описать настроение, передаваемое выставленными им пейзажами на выставках Берлинской академии.