Найти в Дзене
Живописные истории

«Рассвет» немецкого художника Карла Блехена

Картина «Рассвет» была написана в 1824-27 годах, когда Карл Блехен (1798-1840) работал сценографом в недавно построенном Кенигштадтском театре в Берлине, куда его порекомендовал известный театральный художник Карл Фридрих Шинкель (1781-1841). Предполагается, что вдохновение Блехен мог черпать из работ своего покровителя. Или данная работа стала компиляцией мотивов из трёх самых известных опер того времени: пара фигур из «Дон Жуана», змея из «Волшебной флейты» и сова из «Вольного стрелка» Вебера. Что за сюжет изображен на картине сложно сказать. Кажется, что мужчина утешает женщину, но возможно, что они борются. Змей — символ зла и искушения, а сова может представлять либо Сатану, Князя Тьмы, либо мудрость. Возможно, Блехен хотел, чтобы присутствие совы и змеи указывало на неразрешенный конфликт. Приход рассвета, символа триумфа Христа над тьмой греха, предполагает, что всё кончится хорошо. Определенная театральность композиции отражает влияние сценографии на живопись Блехена. Посл

Картина «Рассвет» была написана в 1824-27 годах, когда Карл Блехен (1798-1840) работал сценографом в недавно построенном Кенигштадтском театре в Берлине, куда его порекомендовал известный театральный художник Карл Фридрих Шинкель (1781-1841).

Карл Блехен «Рассвет», 1824/27 гг.
Карл Блехен «Рассвет», 1824/27 гг.

Предполагается, что вдохновение Блехен мог черпать из работ своего покровителя.

Карл Фридрих Шинкель
Карл Фридрих Шинкель

Или данная работа стала компиляцией мотивов из трёх самых известных опер того времени: пара фигур из «Дон Жуана», змея из «Волшебной флейты» и сова из «Вольного стрелка» Вебера.

Что за сюжет изображен на картине сложно сказать.

Кажется, что мужчина утешает женщину, но возможно, что они борются.

Змей — символ зла и искушения, а сова может представлять либо Сатану, Князя Тьмы, либо мудрость.

Возможно, Блехен хотел, чтобы присутствие совы и змеи указывало на неразрешенный конфликт.

Приход рассвета, символа триумфа Христа над тьмой греха, предполагает, что всё кончится хорошо.

Определенная театральность композиции отражает влияние сценографии на живопись Блехена.

Карл Блехен «Прядильщицы в Черваре», 1835 г.
Карл Блехен «Прядильщицы в Черваре», 1835 г.

После поездки Блехена в Италию в 1828–1829 годах стиль художника резко изменился.

Он отказался от романтического реалистического стиля, наблюдаемого здесь, в пользу более живописного, пленэрного пейзажного стиля, с которым Блехен, несомненно, столкнулся во время своего пребывания в Риме.