Пятого января побывала на спектакле "Прозрачное солнце осени" в постановке Александра Коршунова, декабрьской премьере театра "Сфера".
Вспоминается фраза Вершинина из "Трех сестер": "О чем пофилософствовать?"
В этом спектакле Александр Коршунов хочет поговорить со зрителем о жизни в различных ее проявлениях. Убеждена, что важно найти своего режиссера, чьи темы и выразительные средства откликаются в твоей душе. Это не далеко не первый спектакль Александра Викторовича, который я вижу, и это всегда интересно, будь то Островский или советская проза. Спектакль поставлен по семи рассказам трех авторов: Юрия Домбровского, Юрия Трифонова и Юрия Казакова.
Общее впечатление: пронзительно. Шесть из семи рассказов повествуют о советской жизни, время действия - примерно 10-20 лет после войны. При минимальном количестве реквизита удалось передать дух эпохи, это нездешнее полотно из советской жизни, которую мое поколение не застало, но видело в фильмах, читало в книгах, знает по рассказам близких.
По стенам проекции картин или фотографий, стол или несколько, диван, стулья, настольная лампа, где-то окно, картины - а внутри совершается чудо.
Больше всего поразили два рассказа.
"Свечечка" Юрия Казакова - это практически монолог Дмитрия Ячевского, монолог отца, обращенный к повзрослевшему сыну: здесь и размышления об отчем доме, о стремительности времени, а главное, воспоминания отца о детстве сына, когда тот в нем нуждался. И сын, почти молчаливый участник истории, проходит путь от юношеской отстраненной самостоятельности в самом начале, до нежности и близости с отцом в конце. Пожалуй, это самый сильный отцовский монолог, который я слышала. Дмитрий Ячевский очень органичен и естественен в этой роли. Простота, душевность, мудрость, тепло - это то, что отличает его персонажа. И зритель погружается в эту светлую родительскую атмосферу уюта, отчего дома, воспоминаний. Очень сложная работа Павла Степанова: практически без слов показывать движения души своего персонажа, сына рассказчика, что ему блестяще удается.
В рассказе сын не присутствует, скорее отец мысленно к нему обращается. Но режиссерское решение добавить реального сына, показать отдельными штрихами взаимодействие двух мужчин, - все это усиливает общее впечатление от этой миниатюры.
Второй рассказ, который меня потряс, это "Голубиная гибель" Юрия Трифонова. Блестящие актерские работы Вячеслава Кузнецова и Людмилы Корюшкиной, глубоко, трогательно. Мы видим семейную пару. Их сын погиб на фронте, дочь с семьей живет на Севере и пишет редко, а их жизнь однообразна и размерена. Сергей Иванович еще трудится, а Клавдия Никифоровна обустраивает быт. Зимой к ним неожиданно прилетает голубь - с этого начинается история. А рядом живут другие люди - соседи по квартире, соседи снизу, одни, как соседская девочка Маришка, радуются птицам, другие, как соседка снизу Моргунова (Валерия Гладилина), у которых "блажь в голове, баловство" требуют голубей убрать. Неоправданно жестокий финал вызывает слезы на глазах.
"Неоконченный холст" Трифонова по фабуле о творческом кризисе героя и девушке, оказывающей ему поддержку, частично перекликается с моим прошлогодним романом "Вернуться" (о кризисе композитора), но дальнейшие события развиваются прямо противоположно. Очень понравилась работа Екатерины Богдановой.
Выразителен рассказ "Прошлогодний снег" Домбровского. Чудесные актерские работы Анатолия Смиранина и Евгении Казариной в двух временных отрезках, когда им по 35, есть пережитое, и когда им по 20. Красивая лирическая сцена под нежный романс «Можжевеловый куст» на стихи Н. Заболоцкого. Также для музыкального сопровождения двух рассказов используется тревожное и душераздирающее произведение «Палладио» Карла Дженкинса.
«Арест» Юрия Домбровского выбивается из общей канвы спектакля временем действия. Он повествует об аресте Грибоедова на Кавказе и человечности генерала Ермолова. Грибоедов в исполнении Сергея Загорельского нервный, встревоженный вестями из столицы, метущийся. Волнение генерала Ермолова в исполнении Дмитрия Ячевского прорывается только в одном эпизоде. В остальном, это спокойный человек, который тоже делает нравственный выбор. Думаю, что рассказ этот был выбран именно для того, чтобы показать преобладание человеческого над жесткими формальностями государственной машины, которая способна бездушно перемолоть человека.
Истории пролога и эпилога «На полустанке» Юрия Казакова и «Прозрачное солнце осени» Юрия Трифонова – о расставаниях и встречах, подобные которым, наверняка, бывали почти у каждого взрослого человека.
Думаю, что спектакль подойдет для зрителей старше 30 лет, как зарисовки о жизни в различных ее проявлениях: о верности и предательстве, о встречах и расставаниях, о благородных офицерах, об отцах и детях, о неостановимости времени.
Отзыв обновлен после просмотра 9 марта 2024 года. Во второй раз смотрела из другого сектора, поэтому имела возможность видеть лица тех актеров, которых в тех или иных мизансценах в январе видела со спины.