Найти в Дзене

Bedford-OYD – британский грузовик в СССР

Всем привет!

В годы Великой Отечественной войны СССР по программе ленд-лиза получил огромное число военных грузовиков из США (главный из них – Studebaker-US6, о котором я писал здесь). Но и Британия не оставалась в стороне и тоже отправила в нашу страну собственные грузовики, один из которых – Bedford-OYD.

Источник фото: kolesa.ru
Источник фото: kolesa.ru

Выпуск нашего героя начался практически с началом Второй Мировой войны в 1939 г. В его основе лежали гражданские автомобили Bedford серии О, однако военный грузовик был максимально упрощен и адаптирован под новые условия эксплуатации: так, автомобиль лишился многих декоративных элементов, шины на колесах стали одинарными, а окрас стал только один – защитный. С другой стороны, осталась главная отличительная черта грузовика – скошенный капот и «обрубленный» передок, из-за которого Bedford-OYD получил прозвище «квадратный нос». Не изменилась и грузоподъемность в 3 т. Под капотом же был установлен опять-таки адаптированный под военное время мотор объемом 3,5 л и мощностью 72 л. с., с которым была состыкована 4-ступенчатая КПП.

В кабине тоже было все просто – никаких декоративных панелей, только необходимый набор приборов и руль без гидроусилителя.

Источник фото: drive2.ru
Источник фото: drive2.ru

Bedford-OYD стал основным британским грузовиком Второй Мировой войны: до 1945 г. было выпущено 72 385 таких машин. В основном на них, как водится, перевозили солдат и боеприпасы и иногда буксировали легкие пушки. Но модель не стала бы такой известной, если бы малая часть ее экземпляров не была бы отправлена в СССР по ленд-лизу. Всего до нашей страны добралось 1387 таких грузовиков, но даже такое сравнительно небольшое число имело огромное значение для советских войск, которым требовалось двигаться быстрее, чтобы оперативно вести бои.

Источник фото: kolesa.ru
Источник фото: kolesa.ru

Большинство машин были бортовыми с откидным тентом, но также выпускались цистерны:

Источник фото: kolesa.ru
Источник фото: kolesa.ru

И тягачи:

Источник фото: kolesa.ru
Источник фото: kolesa.ru

Существовал и укороченный вариант автомобиля, имевший тот же мотор, но перевозивший всего 1,5 т. Он имел обозначение OXD:

Bedford-OXD. Источник фото: kolesa.ru
Bedford-OXD. Источник фото: kolesa.ru

Хотя в нашей стране эти грузовики не были так заметны, как американские машины, они как могли поддерживали наши войска во время наступления вплоть до взятия Берлина. Британцы же использовали эти машины на других фронтах. После же окончания Второй Мировой войны Bedford-OYD еще стояли на вооружении туманного Альбиона, пока в 1953 г. их не стала вытеснять модель Bedford RL. В СССР же эти машины в послевоенное время стали служить на гражданке, но долго там не продержались: во всю стали выпускаться отечественные ГАЗ-51.

Как бы то ни было, до наших дней дожили считанные единицы таких грузовиков, и все они оседают в технических музеях:

Источник фото: kolesa.ru
Источник фото: kolesa.ru

Bedford-OYD – британский грузовик, важность которого нельзя недооценивать. Он нашел применение и на родине, и в нашей стране, и он наряду с другими грузовиками военного времени помогал нашим дедам и прадедам вести наступление. Поэтому какой бы редкой ни была такая машина, она достойна вечной памяти.

А на этом у меня все. Ставьте лайки, подписывайтесь на канал и до новых встреч!