1950-е годы
Западный мир
В 1950-е годы английская разведка уделяет много внимания работе против советских граждан на территории других западных государств.
Расширение международных связей СССР со многими странами рассматривается английской разведкой как благоприятное обстоятельство для контакта своих разведчиков и агентов с находящимися в этих странах советскими гражданами. Английская разведка имеет в этих странах самостоятельные подразделения. Так, в Париже, например, в 1950-е действовало самостоятельное подразделение английской разведки, занимающееся подрывной работой против советских дипломатических и других официальных представителей, делегатов и туристов. Французская разведка и контрразведка оказывали содействие этой службе. Так, один из сотрудников советского торгового представительства, которого завербовала английская разведка, предварительно обрабатывался агентурой французской разведки.
Английская разведка в отдельных случаях передавала разведкам других государств НАТО добытые ею данные о советских гражданах, прибывающих в эти страны, а также помогала вырабатывать задания и инструктировать агентов, направляемых на изучение и разработку советских людей.
В центре внимания английской разведки находились крупные советские учёные, специалисты, деятели культуры, посещающие Англию и другие западные страны*. Резидентурам были разосланы списки, включающие более 200 «имеющих доступ к секретам» советских граждан, главным образом из числа научных работников, которые периодически выезжали за границу. Одновременно было дано указание в случае появления этих лиц на территории тех или иных западных государств устанавливать за ними наблюдение, собирать о них сведения и изыскивать подходы к ним.
В 1959 году руководство английской разведки проанализировало работу международных научных конференций, в которых принимал участие Советский Союз, и пришло к выводу о возможности более активного использования этого в разведывательных целях. Английским резидентурам была разослана директива об усилении работы по этой линии.
Английская разведка считала, что наиболее активную работу следует вести во время конференций, происходящих в таких странах, как Австрия, Бельгия, ФРГ, Голландия, Италия и Швейцария. Было решено дважды в год составлять перечень (на основе официальных и агентурных данных) будущих конференций, которые представляли интерес для разведки.
В упоминавшейся директиве указывалось, что резидентуры должны считать постоянным задание по работе на конференциях против членов делегаций — представителей Советского Союза и других социалистических стран.
Разведчикам и агентуре предписывалось: устанавливать контакт и завязывать беседы с советскими делегатами; собирать как можно более полные данные о них; выявлять связи советских делегатов с делегациями других стран; готовить вербовочные мероприятия.
Отмечая, что агенты, прибывающие на конференцию в качестве членов английских делегаций, получали задания в Англии от руководства СИС, Объединенного разведывательного комитета и отдельных ведомств, руководство разведки рекомендовало резидентам вербовать агентуру для работы против советских граждан на конференциях среди представителей других западных стран или давать задание через разведки, в контакте с которыми Англия ведёт работу и которые имеют свою агентуру на конференциях.
Такую же работу стремилась организовать английская разведка среди участников советских делегаций, особенно научно-технических, выезжающих в капиталистические страны. Большую роль, как отмечалось в одном из документов английской разведки, играли здесь агенты из числа переводчиков. Перед ними ставилась задача направлять разговоры в нужном им направлении, завязывать дискуссии и, последовательно задавая тщательно продуманные вопросы, получать необходимые сведения.
Руководство английской разведки считало, что активная работа на международных конференциях и среди членов советских делегаций в западных странах даёт положительные результаты. В одном документе английской разведки (1959 года) отмечалось:
«Наши исходные данные по советской науке и технике значительно дополнились в результате расширения обмена научно-техническими делегациями, а также в результате проведения международных научных конференций».
Пример такой работы.
В конце 1958 года английская разведка начала готовить вербовку крупного советского учёного—профессора, директора одного из научно-исследовательских институтов, когда он прибыл в командировку в Англию**.
В Лондоне к нему в качестве гида был подведён агент-женщина, а затем кадровый разведчик, выдававший себя за брата этой женщины. Установив с учёным хорошие отношения, они сопровождали его в Париж, где старались скомпрометировать, приглашая, например, с этой целью в ночные кабаре. Английская разведка продолжала обрабатывать профессора и в Соединённых Штатах, куда он выехал позже. После такой подготовительной работы, проведенной на территории Англии, Франции и США, англичане надеялись завербовать советского учёного в Англии, когда он будет возвращаться из командировки на родину. Однако органы КГБ своевременно вскрыли и сорвали провокационные замыслы английской разведки.
* В апреле 1956 г. делегация советских физиков посетила английский атомный центр в Харуэлле. Глава делегации И. В. Курчатов прочитал перед английскими учепыми доклад о работах, которые велись в этой области Институтом атомной энергии АН СССР. Он подробпо рассказал о новых принципах конструкции ядерных реакторов и сообщил о направлениях исследований термоядерного процесса. Его доклад вызвал огромный интерес мировой научной общественности. В августе того же года в Стокгольме состоялся симпозиум по космической электродинамике. Советские учепые Л. А. Арцимович и И. Н. Головин выступили с новым сообщением о термоядерных исследованиях в СССР. В журнале «Атомная энергия» с лета 1956 г. начали публиковаться работы советских физиков.
** Нам удалось выявить лишь несколько фамилий сотрудников института, которые были выездными к середине 1950-х гг. Среди них Герман Степанович Жданов (1906–1991), заведующий рентгеновской лабораторией, доктор физико-математических наук, признанный специалист в области кристаллографии, член Международного союза кристаллографов. В 1955 г. Г.С. Жданов дважды побывал в заграничных командировках: в конце февраля – начале марта в Великобритании, как представитель СССР в Комитете по выработке программы организации IV Международного конгресса Международного союза кристаллографов; и в августе – в Швейцарии, для участия в I Международной научно-технической конференции по мирному
использованию атомной энергии. Оба мероприятия были знаковыми
для того времени, и участие в них советских специалистов говорит о
признании научных достижений советской науки и о желании сотрудничества и обмена опытом в различных областях науки и техники.
В 1956 г. из сотрудников НИФХИ за границу выезжали Г.С. Жданов
для участия в Международной научной конференции по кристаллографии (Испания) и специалисты лаборатории химической кинетики Н.М.
Морозов и Н.В. Кулькова. Последние в октябре 1956 г. изучали достижения Чехословакии и ГДР по производству и применению катализаторов. В последующем география стран и состав командированных значительно расширился. В 1966 г. в заграничных командировках побывало уже 44 сотрудника института.
(Источник: Маркелов, Ю. И. Смирнов, А. Н. Могучий, Е. Б. Песков)