"Раньше кончим - раньше в баню пойдём".
Вам не смешно? Просто вы не знаете, в какой ситуации была произнесена эта фраза. Сейчас расскажу.
Было это в студенческие годы. Перед вторым курсом мы ездили хоть и не целину поднимать, но отсталое сельское хозяйство. "На картошку".
Староста группы, весьма своеобразный парень, вскоре "поднявшийся" до профорга факультета, пытался вдохновить меня и нескольких моих товарищей, выполнивших дневную норму, с комсомольским задором призывая "помочь отстающим".
Мы были не дураки и Славу знали, как облупленного. Поэтому уточнили:
- "Слава, точно?"
- "Почти наверняка точно",- ответил будущий Рафферти.
Кончили мы раньше, но в баню пошли вместе с отстающими. Именно тогда обрела вечную жизнь эта едкая шутка.
Эта история для того, чтобы вам читать было не скучно. Но и не без некоторого смысла.
* * *
Не скажу, что после того, как мы начали раньше, а кончили вместе со всеми, мы стали боятся неопределенности и избегать возможного успеха ("раньше в баню пойти"). Но впредь делали сверх положенного исключительно под стопроцентые личные Славины гарантии.
Будущий Рафферти ещё не раз пожалел, что пытался нас на...ть
* * *
Да, и вот еще. Подзаголовок статьи звучит так: "Парадокс неопределенности".
Первый пример - умный
История эта реальная (как и первая, во вступлении, но во вступлении не считается, потому что она во вступлении).
Рассказал мне эту историю тренер по шахматам.
- "Пришли ко мне два парня лет двенадцати. Говорят, мы хорошо играем. Я им говорю: ну, сыграйте с моими малышами. И поставил против них двух семилеток, которым они успешно проиграли. Тогда один из них говорит другому: "Пошли, Вася, нам с тобой поздно шахматами заниматься".
Рассказывал эту историю, тренер хотел показать, насколько он крутой, что у него малыши обыгрывают тех, кто чуть не в два раза старше.
А я увидел в его рассказе другое.
* * *
Великий Алёхин начал играть в шахматы в 7 лет. И бросил - не понравилось. Много позже, лет в 10 - 11, он опять попробовал. И заинтересовался. Всерьез. И стал если не самым великим, то одним из величайших шахматистов всех времен и народов.
Повезло Алёхину не оказаться в обучении у "крутого" тренера ...
* * *
При чем тут нежелание успеха? Чего испугались двенадцатилетние парни? Почему поверили тренеру, а не себе? Почему упустили шанс на успех?
Мало того, что будущее неопределенно, оно еще и неопределенно неопределенно.
Иначе говоря, неопределенность будущего может оказаться не только адом, но с равной вероятностью Раем.
Но парни этого не знали, как не знает большинство людей. Ну ... теоретически, возможно, знает. Но живем мы практически, а теоретически только думаем.
Второй пример - спортивный
Ведь сказано же: "Было у деда с бабой три сына: двое умных, а третий футболист".
Этими наблюдениями со мной поделился чемпион мира по боксу. Отвечая на мой (провокационный) вопрос, он сказал.
- "Очень многие, начав заниматься боксом слишком рано, годам к семнадцати бросают, даже успешные бросают".
На вопрос "Почему?"- ответил:
- "Не знаю, надоедает, наверное".
У меня есть другое объяснение, точнее, даже два. Человек по каким-то причинам думает: "Чем раньше кончит - тем раньше в баню пойдет", тем вероятнее станет чемпионом, достигнет вершин. И это касается отнюдь не только спорта.
Линейное мышление, основанное на страхе неопределенности, подсказывает:
"Если уйдешь со старта раньше других, то, при прочих равных, раньше добежишь до финиша, достигнешь заветную цель."
Это было бы так, если бы "будущее" было дистанцией с заранее известной траекторией движения.
Но я не уверен, что это так.
Получается, что и в этом примере контрацептивом успеха оказывается страх неопределенности?
Третий пример - бонусный
У деда с бабой было три сына, поэтому и примеров должно быть три, а пример во вступлении не считается, потому что он во вступлении.
В седьмом классе я только-только начал заниматься легкой атлетикой.
Первые мои соревнования по прыжкам в высоту были не очень высокого уровня, точнее, минимально возможного, то есть районного. Занял я второе место, прыгнув (как сейчас помню) 150 см. Первое же место занял парень, прыгнувший 160 см.
Но дело не только в высоте, а в "способе", которым парень прыгал. Точнее, в отсутствии способа.
Он просто разбегался перпендикулярно планке и перепрыгивал ее, как кузнечик! А я прыгал "ножницами", тоже не ахти какой, но все-таки способ, в отличие от перепрыгивания "козликом".
Отлично помню свои эмоции.
- "Это просто кенгуру какое-то, гениальный прыгун в высоту от Бога! Как можно такого победить?"
Было очевидно, что, немного потренировавшись, этот парень станет вторым Валерием Брумелем.
Меня спасло (как я теперь понимаю), что я не очень склонен много думать, предпочитая прыгать - уж если взялся.
... Через полтора года я выиграл первенство города по прыжкам в высоту с результатом 180 см. Тоже не ахти какой великий результат, чуть выше второго разряда. Но, во-первых, я только-только перешел в девятый класс. А, во-вторых, я не был профильным "высотником", а занимался десятиборьем. А выиграл-то у "высотников".
А феноменального "прыгуна - кенгуру - кузнечика" я больше нигде и никогда не встречал. Почему? "Х.З", как говорят подростки.
А я повторю.
Будущее полностью неопределенно, поэтому вероятность ада в точности равна вероятности Рая.
Так зачем думать только о плохом? Или вот так.
Зачем вообще думать о будущем? Прыгать надо!
То есть, получается еще проще:
зачем вообще думать о будущем?
Парадокс страха неопределенности
То, что будущее неопределенно, очевидно. Парадокс состоит в том, что будущее асимметрично неопределенно.
По какой-то причине многие люди не соглашаются идти в неопределенное будущее, совершая сразу две ошибки.
- Во-первых, думая о том, о чем думать невозможно, потому что невозможно думать о том, чего не существует, о несуществующем можно только фантазировать.
- Во-вторых, фантазируя о будущем, многие люди фантазируют асимметрично, представляя будущее не черно-белым, а исключительно черным.
А дальше люди поступают разумно (как им кажется). "Зачем идти туда, где точно снег башка попадет, совсем мертвый будешь?"
Можно понять страх темного леса и бабаек в кладовке. В лесу живут злые волки, которые могут съесть. В кладовке живут страшные бабайки, которые могут схватить.
Но трудно понять нежелание действовать, чтобы стать лучше, успешнее, счастливее, трудно понять страх не стать чемпионом мира, а только - чемпионом России или даже области. Не стать гроссмейстером, а, возможно, только мастером спорта. Не стать бессмертным, а "всего лишь" прожить жизнь здоровым и счастливым человеком.
Вот я и говорю - парадокс.
Или по-простому - глупость откровенная.
-------------------------------------------------------------------
На комментарии отвечаю. Группа ВК.
----------------------------------------------------------------------