Продажи «умных лампочек» в 2023 г. в денежном выражении выросли более чем вдвое – на 103%, продажи роботов-пылесосов увеличились на 19%, говорится в статистике «Платформы ОФД» и «Марвел-дистрибуции», на которую ссылаются «Ведомости». При этом средний чек на светильники и лампы снизился на 7% до 955 рублей, умные выключатели и розетки подешевели на 3% до 1115 и 980 рублей соответственно.
Однако абсолютные количества продаж не приводятся, поэтому такой рост возможен за счёт эффекта «низкой базы». Впрочем, очевидно, что локомотивом для простейших устройств «умного дома» выступают «умные колонки»: по ним актуальная статистика есть пока не за весь год, а за первое полугодие – так вот, их продажи удвоились.
Логично, что покупатель «умной колонки» или человек, получивший её в подарок, хочет не просто использовать её как радиоточку, а покупает самые доступные элементы «умного дома», что даёт возможность при помощи голосовых команд управлять светом и другими электроприборами. Помимо голосового управления становится доступной также автоматизация, в результате построить подобие «умного дома» становится возможной малыми затратами, просто сделав «умными» существующие электроприборы.
А вот рынок роботов-пылесосов практически не растёт, по крайней мере в штучном выражении: всего на 5%, оценивают «М.Видео-Эльдорадо» и «Марвел-дистрибуция». Зато в денежном выражении рост составил 19%, а сами пылесосы подорожали в среднем на 10% до 17 580 рублей. При этом каждый пятый продаваемый в России пылесос – умный. Стоит отметить, однако, что пылесосы часто не имеют управления через экосистему голосовых помощников, впрочем, им это и не нужно: достаточно запрограммировать их через приложение так, чтобы они автоматически запускались, когда никого нет дома.
При этом большинство россиян — 72% — не используют в своей жизни смарт-устройства для дома, а более-менее массово в жизнь граждан вошли только роботы-пылесосы и умные колонки. Это следует из опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения, проведенного летом 2023 года в рамках спецпроекта ТАСС и ВЦИОМ.
Портрет типичного пользователя умными устройствами выглядит так: россиянин 25-34 лет (45%), с высшим или неоконченным высшим образованием (39%) и хорошим материальным положением (37%), проживающий в одной из столиц — Москве или Санкт-Петербурге (42%). Доля ежедневных пользователей в этих группах составляет не менее 20%.