Сегодня хочу поделиться письмом от слушательницы моих курсов.
Получила его давно, но очень не хотела, чтобы оно затерялось среди статей несхожей тематики. Сейчас, думаю, самое время.
Здравствуйте! Вы проблему раннего обучения, кажется, осветили со всех сторон. Но не хватает мнения еще одной стороны – ребенка, которого «развивают».
Я в прошлом именно такой ребенок, меня насильно начали учить читать в 6 лет.
История такова: 1992 год. Моя мама хотела дать мне все самое лучшее. Рядом с домом была престижная на тот момент школа-гимназия. Чтобы поступить не в базовый, а гимназический первый класс, нужно было сдать экзамен по чтению. И меня целый год водили на подготовишку в эту самую гимназию.
Обучение вспоминаю, как кошмар. Все эти буквы и чтение давалось с большим трудом, мотивации читать самой не было.
Чтобы «мотивировать», мне выдавались сладости за прочитанное. Замечу, что в детстве, мне реально очень-очень много конфет-шоколадок и прочего покупалось. А из-за чтения получалось так: мама демонстрировала запас вкусняшек, убирала все на шкаф. И появились условия получения: прочитаешь страницу – получишь что-нибудь вкусное.
Это все равно не помогло, экзамен в 1 класс я завалила, всего 17 слов за минуту смогла выдать. Осмысления прочитанного почти не было, ведь я пыталась буквы в слова сложить, на это все «извилины» уходили.
Мама тогда была в гневе: она так старалась, а все зря, дочь завалила экзамен и идет в обычный класс.
1 класс был как в тумане, ничем особым я не выделялась. А вот в возрасте 8 лет неожиданно были созданы все условия для чтения, к тому же появились интерес и мотивация читать самостоятельно.
Я начала делать успехи в учебе. После начальной школы вновь сдала экзамен на перевод в гимназию. На этот раз успешно. Плюс летом был нанят репетитор, с которым я за 30 уроков с «нуля» догнала тот уровень по английскому, который 3 года изучали дети гимназических классов.
Т.е. самый оптимальный возраст для моего обучения был не 6-7 лет, а 8-10.
Когда повзрослела, то всю эту историю с насильственным обучением вспоминать было неприятно: из меня всячески пытались выжать то, что я не способна была дать. Реально, «как от козла молока».
Плюс манипуляции и подмена понятий: не из-за сладостей же учатся, а для знаний. А еда – для утоления голода.
Поэтому я так верю тому, что вы пытаетесь донести, сама знаю изнанку такого обучения.
***
Все верно, будучи задачей не по возрасту, раннее чтение является насилием (регулярным неадекватным требованием). По возрасту она будет с 7 лет. А точнее с 6-10 лет (с 6 – реже, чаще с 7-8).
Здесь также очень ярко описано появление внутреннего плана, благодаря которому чтение становится осмысленным и развивающим: «в возрасте 8 лет неожиданно были созданы все условия для чтения, к тому же появились интерес и мотивация читать самостоятельно».
Внутренний план – это что-то вроде виртуального 4-d пространства в голове, которое позволяет нам моделировать прочитанное, решать задачи «в уме», планировать и пр. Он появляется как раз в этом возрасте - с 6 до 10 лет (вслед за созреванием ассоциативных полей коры больших полушарий).
Подробнее о внутренне плане - в 6 уроке курса «Опережающее развитие ребенка».
В следующих статьях: