Найти в Дзене
Конфуз Петра Великого

Жил-был Артём Весёлый и было у него четыре дочери Заяра, Гайра, Фанта и Волга

Оглавление

Артём Весёлый – самобытный, ни на кого не похожий советский писатель из народа советской (народной?) властью расстрелянный. В 1949 году как члены семьи врага народа были арестованы его дочери - Заяра и Гайра, получившие по пять лет лагерей. Вашему вниманию история семьи несправедливо забытого писателя с отрывками из воспоминаний и произведений.

Детство и юность

Николай Иванович Кочкуров родился в Самаре 17 сентября 1899 года. Его родители были обыкновенными рядовыми людьми, выходцами из крестьян. Отец Иван Николаевич был неграмотным, по характеру трудолюбивым и не унывающим человеком, с большим чувством собственного достоинства. Он был родом из деревни Печенейки Апраксинской волости Ардатовского уезда Симбирской губернии. В Самаре работал на хозяина постоялого двора, возил мешки с зерном от элеватора на пристань и железнодорожную станцию, потом купил собственную пролётку и зарабатывал извозом. Мать Федора Кирсановна была женщиной грамотной, набожной, своим примером воспитывала детей в духе доброты, честности и порядочности. Она была родом из Русских Липягов, села в 20 км от Самары по железной дороге.

Семья Кочкуровых ютилась в подвале на Монастырском подворье (ул. братьев Коростелёвых, г.Самара), жили бедно. Закончив двухклассное городское училище, Николай в возрасте 13 лет стал помогать родителям, подрабатывая на Волге в рыбацких артелях. О его детстве рассказала дочь писателя Гайра Артёмовна Весёлая (Заяра, Гайра, Фанта и Волга – такие имена придумал писатель для своих дочерей): «…целый день проводил на реке, которая стала его первой и главной любовью, и он как-то там показал себя, что он не просто пришёл гулять или поплавать - он стал помогать рыбакам, которые тащили невод. Он невода не тащил, конечно, а помогал им выбирать рыбу из невода, приносить хворост на костёр и так далее. В общем, как-то он притёрся к ним, к рыбакам, и они на него обратили внимание. А он, надо заметить, был очень упорный, упрямый и как-то уговорил их, чтобы они согласились взять его с собой на путину. Как он сумел это сделать - не знаю, надо было спросить об этом у него, но уже не спросишь… И вот с этого времени Волга стала его главной привязанностью, о чём можно судить хотя бы потому, что он свою младшую дочь назвал Волгой».

В 1916-1917 годах Николай работал чернорабочим на Трубочном заводе. Во время Февральской революции познакомился с Валерианом Куйбышевом, который выступал на заводском митинге перед рабочими.

Революционный вихрь 1917 года захватил молодого романтика-идеалиста. Он воспринимал революцию как праздник. В марте 1917 вступил в партию, стал агитатором и журналистом в большевистской газете «Приволжская правда». В ночь с 26 на 27 октября в здании театра-цирка «Олимп» (сейчас на этом месте находится Самарская филармония) Куйбышев провозгласил переход власти в Самаре к большевикам. На этом общегородском митинге присутствовал и Кочкуров. На крыльце театра он встретился с рабочими Трубочного завода, обнял их и сказал: «Поздравляю вас, товарищи, с первым в нашей жизни праздником».

Гражданская война и начало литературной деятельности

Начавшаяся после Октябрьской революции гражданская война неоднократно заставляла Кочкурова «менять перо журналиста на винтовку». 4 июня 1918 года Николай Кочкуров участвовал в сражении с белочехами под Липягами. Из его воспоминаний: «Наша боевая дружина коммунистов из Самары была выслана на фронт под село Липяги, в 12 верстах от города. Прибыв к месту назначения, мы на окраине села вырыли две линии окопов и стали ждать наступающих с Волги чехов. На другой день к нам на подмогу прямо с Оренбургского фронта прибыл Северный летучий отряд моряков-балтийцев. Чехи подтянулись и ударили в штыки. Наши части, лишенные общего руководства, штыкового удара не приняли и обратились в паническое бегство. И только отряд моряков не побежал. К нему присоединилась маленькая группа из нашей дружины. Залегли у железнодорожной насыпи и больше часа вели бой с численно превосходившим нас противником. Моряки дрались, как львы, и ни один из них не вышел живым из этого боя. По широкой степи раскиданы их косточки. Какова же судьба бросившихся в бегство? Позади второй лини окопов протекала речка Татьянка. Больше тысячи человек чехи здесь захватили в плен. Товарищи, не захотевшие сдаться, бросились вплавь. На воде чехи подстреливали их и множество потопили. Потом пришлось бежать по раскисшим от половодья лугам и, кроме Татьянки, переплывать Дубовый ерик, Орлово озеро, Говнюшку, Сухую Самарку и только в количестве тридцати человек к вечеру этого дня мы добрались до Самары». И сразу присоединились к Самарскому гарнизону, не терявшему надежду отстоять город. Но 8 июня в него вошли чехи. Во время артобстрела Кочкуров получил ранение в колено, попал в больницу, где ему сделали перевязку. И в это время нагрянули чехи, в поисках раненых они обыскивали палаты, найденных выводили во двор и расстреливали. Подошли и к Николаю. Он сказал, что у него малярия, забинтованное колено сквозь штаны не было заметно и его не тронули. Ночью он вылез в окно и в закрытой пролётке уехал из Самары на Красную Глинку.

В сентябре 1918 года город освободили красные и Николай Кочкуров вернулся к журналистике. Он печатался в самарских газетах «Приволжская правда», «Солдат, рабочий, крестьянин», «Коммуна» и других. Осенью 1921 в журнале «Красная новь» была напечатана его первая пьеса «Мы», затем рассказ «В деревне на масленице».

Артём Весёлый. Фото: ru.wikinews.org
Артём Весёлый. Фото: ru.wikinews.org

Из рассказа Артёма Весёлого «В деревне на масленице»

… Всю неделю деревня гуляла. Друг у дружки гостевали. Пили ведрами самогонку. Катались по нижней улице. В обнимку по двое, по трое и кучками ходили по деревне и нескладными пьяными голосами пели с горькими перехватами, пели свои горькие, мужицкие песни, в которых слышался и глухой стон темных, забитых деревень и неизбывная, неразмыканная, мертвая русская тоска. И далеко за полночь пугливую тишину деревни будили пьяные крики и брех глупых деревенских собак.

Подкатило прощеное воскресенье – последний день, когда все, в ком душа жива, пьют до зеленых сопель, «чтобы на весь пост не выдохлось» …

Внучка Артёма Весёлого историк Елена Говор так охарактеризовала влияние малой родины на творчество писателя: «Самара занимала важное место в его жизни и играла огромную роль в его литературной деятельности. Именно там он прожил самые важные годы формирования личности. … Некоторые образы самарской слободки и атмосфера провинциального приволжского города вошли в его произведения. … У него было … чрезвычайно важное чувство причастности не только к своим родителям, но к истории своей страны в целом. Для такого чувства нужна подпитка конкретикой. Для Артёма это была Волга и Поволжье. … Русские Липяги – это дореволюционная деревня, откуда происходила его мама. Это детство и юность Артёма. Несомненно, они ездили туда, и он видел вполне благополучную, сытую, пьющую русскую деревню. Позже Артём … напишет рассказ «В деревне на масленице» с характерным для его стиля потоком речи и сознания. По существу, «Масленица» – это его воспоминания о Липягах, ещё не охваченных революцией. Это история о простых людях, которые празднуют, гуляют и кутят. … Огромное количество имён, кличек, вся местная микрогеография Липягов так или иначе вошли в сознание Артёма и отразились в его произведениях. На протяжении всей жизни в его условном «городе» всегда прослеживается Самара. В условной «деревне» всегда – Липяги».

Внучка Артёма Весёлого историк Елена Говор. Фото: интернет-журнал Другой город
Внучка Артёма Весёлого историк Елена Говор. Фото: интернет-журнал Другой город

Из рассказа Артёма Весёлого «В деревне на масленице»

…Шапки, картузы, платки, полушалки, косынки, пиджаки, жакетки, пальто, шубы, поддевки, поддергайчики, дипломаты, полушубки. Кой на каких девках каракулевые пальто, выменянные на картошку у городских франтих. Мужики на распашку в нарядных цветных рубашках

Тройки, пары, запряжки, возки, розвальни.

Напоенные до-пьяна девки раскалываются:

– Хорошо, милый, играешь,

Только ты ломаешься;

Хорошо, милый, целуешь…

Да крепко обнимаешься…

… Косы, космы, платки, волосники, полушалки, кофточки, юбки кобеднешние. Рубашки вышитые, красные, голубые, желтые, сиреневые, с горошком, в полоску, в искорку, с разводами. А гармонь:

– Ты-на-на… ты-на-на… ты-на-на.

– Алена, аряряхни…

Алена – гулящая девка. Красавица. С лица пригожа да румяна, все бы глядел. Гладкая – не ущипнешь. Коса до пяток, густая, как лошадиный хвост. Глаза, как на пружинах, – не глаза – огонь небесный. Грудаста, ровно лебедь. В ушах сверкают висюльки дорогих сережек. Топоча выходит с выплясом.

– Ох, лапти мое

Витые аборки,

Хачу дома я ночую,

Хачу у Ягорки-и…

Ходуном ходит. Всю ее сподымя бьет. Горячку порет.

Прошла раз и Феклуша – хозяйска дочь. Рябая, как терка. Рот до ушей – теленка проглотнет. Уши торчком. Спина корытом. Шея тоненька, хоть перерви. Верблюд, не девка. Прошла раз да и отстала. Куды…

Яркая, колоритная бытовая речь Артёма Весёлого делает его тексты народными сказами. Его проза льется как песня, где «слова не выкинешь», как разгульная, вольная рабоче-крестьянская речь новой России.

Артём Весёлый во время плавания по Волге с дочками Заярой и Фантой, 1935 год. Фото: интернет-журнал Другой город
Артём Весёлый во время плавания по Волге с дочками Заярой и Фантой, 1935 год. Фото: интернет-журнал Другой город

Слава и смерть

Артём Весёлый дружил с Маяковским, вместе с Михаилом Шолоховым ездил на Капри к Горькому, общался с Михаилом Фадеевым и другими молодыми писателями. Входил в творческое объединение «Перевал» (до 1926), затем в ассоциацию РАПП (1929).

Его произведения

  • «Реки огненные» (повесть), 1924
  • «Страна родная» (роман), 1926
  • «Россия, кровью умытая» (роман), 1924 год (полное издание – 1932)
  • «Гуляй Волга» (роман), 1932

издавались и переиздавались огромными тиражами. Наступила известность и даже громкая слава.

В 1934 году Артём Весёлый приехал в Самару на встречу с местными писателями и читателями, которая проходила в Санатории водников. В дружеской обстановке обсуждались произведения молодых литераторов, прославленный писатель отвечал на вопросы. Пройдет совсем немного времени и часть поклонников Артёма Весёлого будет в спешке избавляться от его книг и совместных фотографий, а часть окажется с ним в следственном изоляторе НКВД.

Встреча с молодыми писателями и читателями в Санатории водников, 1934. Фото из видео Артём Весёлый, писатель. Самара, ГИС 2015.
Встреча с молодыми писателями и читателями в Санатории водников, 1934. Фото из видео Артём Весёлый, писатель. Самара, ГИС 2015.

Репрессии начались осенью 1937 года после ареста по ложному обвинению сотрудника газеты «Средневолжский комсомолец» Льва Правдина, который якобы должен был к первомайской демонстрации приехать в Москву, пройти с демонстрантами мимо мавзолея и бросить на трибуны букет цветов с замаскированной внутри бомбой, чтобы убить Вячеслава Михайловича Молотова. В «раскрытой» чекистами «писательской террористической организации» Артёма Весёлого объявили руководителем, поскольку он был другом Льва Правдина и самым старшим по возрасту (ему уже было почти 40 лет). Затем террористами были признаны писатели Виктор Багров, Влас Иванов-Паймен, Арсений Рутько, Иосиф Машбиц-Веров, и самый молодой из них - Лев Финк.

Подследственный Кочкуров, 1937. Фото из видео Артём Весёлый, писатель. Самара, ГИС 2015.
Подследственный Кочкуров, 1937. Фото из видео Артём Весёлый, писатель. Самара, ГИС 2015.

Артем Веселый был арестован 20 октября 1937 года. После рассмотрения членами «тройки» дела о «террористической организации» к расстрелу приговорили его, как руководителя, а также писателя Виктора Багрова.

Сохранилось спецсообщение Н. И. Ежова И. В. Сталину о литераторе А. Весёлом:

<…> По последним агентурным данным, Артем ВЕСЕЛЫЙ тесно связан с контрреволюционно настроенным писателем БАГРОВЫМ В. К. (г. Куйбышев). Совместно с БАГРОВЫМ А. ВЕСЕЛЫЙ намеревался писать поэму, восхваляющую расстрелянных участников троцкистско-зиновьевского центра, («Гибель славных»), намечавшуюся ими к изданию за границей.

Много позже старый большевик А.Г. Емельянов рассказывал, что в марте 1938 года он находился в камере Лефортовской тюрьмы вместе с Артёмом Весёлым, которого каждую ночь уводили на допрос, и всего избитого приносили под утро. И однажды он не вернулся. Впоследствии из рассекреченного дела стало известно, что Артём Весёлый был расстрелян в апреле 1938 года.

Всего через несколько дней, 15 апреля 1938 года, по приговору «тройки» на восемь лет лагерей была осуждена его третья жена, Людмила Иосифовна Борисевич. В 1948 году под репрессии попала и первая жена Артёма Весёлого - Гитя Григорьевна Лукацкая. В 1949 году как члены семьи врага народа были арестованы его дочери от первого брака - Заяра и Гайра, получившие по пять лет лагерей.

В 1956 году Н.И. Кочкуров (Артём Весёлый) решением Верховного суда СССР был посмертно реабилитирован. Реабилитировали также и всех его родственников.

Из романа Артёма Весёлого "Россия, кровью умытая":

«Пути-дороженьки расейские, ни конца вам нет, ни краю… Ходить не исходить, радоваться не нарадоваться. Заворожили вы сердце моё бродяжье, юное, как огонь. Приплясывая, бежит сердце в дали радошные, омывают его воды русских рек и морей, ветры сердцу песни поют. Любы мне и светлые кольца весёлых озёр, и развалы ленивых степей, и задумчивая прохлада тёмных лесов, и поля, пылающие ржаными пожарами. Любы зимы, перекрытые лютыми морозами, любы и весны, разматывающие яростные шелка. И когда-нибудь у придорожного костра, слушая цветную русскую песню, легко встречу свой последний смертный час».

Главное произведение Артёма Весёлого - роман "Россия, кровью умытая". Фото: Литрес
Главное произведение Артёма Весёлого - роман "Россия, кровью умытая". Фото: Литрес

Интересно, что в интернете можно найти много читательских отзывов на роман «Россия, кровью умытая», причём исключительно положительных. Многие отмечают необычность слога и непредвзятость повествования, называют лучшим романом о гражданской войне. В одном комментарии была рассказана вот такая история: «Очень давно я был на творческом вечере писателя Юрия Бондарева и запомнил его слова: «В русской литературе по настоящему великими являются три произведения «Война и мир», «Жизнь Клима Самгина» и «Россия, кровью умытая» Артёма Весёлого.

Спасибо за прочтение. Делитесь своим мнением в комментариях. Татьяна.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

Сайт Артём Весёлый- Книги, жизнь, эпоха

Самарские филологи приоткрыли тайны жизни и творчества писателя Артема Веселого. Рамблер.Новости