Пишу от части с иронией. Своих в бараний рог, на дыбу, колесовать, шлёпнуть, уморить на лесоповале, залечить до состояния овоща в психушке, уморить в ШИЗО… А к чужим по заветам Владимира Мономаха: «…На волю из плена отпустил я знатных половецких князей: двух братьев Шарукана, трёх Багубарсовых и четверых Овчины, а всех знатных князей до 100…» да ещё и с подарками. Я не к тому, что всех на дыбу. Наоборот, ко всем милосердно, а к своим тем более. Но государство, исходя из своих собственных интересов, поступает так как поступает. Политика…
Петропавловская крепость Тадеуша Костюшко
Генерал Тадеуш Костюшко – уроженец Беларуси, участник войны американских колоний за независимость, польский национальный герой, возглавлявший национально-освободительное восстание, вспыхнувшее после Второго раздела Речи Посполитой в 1793 году.
Тадеуш Костюшко был взят в плен русской армией под командованием А.В. Суворова 29 сентября 1794 года при обороне Мацейовицкого замка. Вместе с лошадью он свалился в ров и тут же был атакован группой русских конников из корпуса генерала И.Е.Ферзена. От сабельных ударов в голову и нескольких ранений пиками он потерял сознание. Высочайшим повелением его вместе с другими главными бунтовщиками отправили в Санкт-Петербург, в Петропавловскую крепость – главную политическую тюрьму тогдашней России.
В Петропавловской крепости Тадеушу Костюшко выделили часть дома, в котором размещался комендант крепости генерал-аншеф А.Г.Чернышев. В тот же день был составлен реестр вещей Костюшко, который включал более пятидесяти наименований, в том числе три овчинных тулупа, белый суконный жупан, серые суконные рейтузы, плисовые шаровары, тридцать три рубашки, пять пар сапог, восемь книг. «Да сверх того шкатулка с разными мелочными вещами…, в которую положено 120 червонных». Часть вещей была опечатана, а остальные «вручены находящемуся при известной особе камердинеру арапу», то есть негру Джону, слуге.
Следствие вёл лично главноначальствующий Тайной экспедиции генерал-прокурор граф А.Н.Самойлов. «Вот Вам бумага, на которой положите апологию жизни Вашей; начните с обстоятельств, принадлежащих до конституции 3 мая 1791 года … и продолжите до дня вашего плена» - первое обращение генерал-прокурора к пленнику. Потом последовали и другие «вопросные пункты». На этом следствие и ограничилось. Самойлов не требовал от узника соблюдения тюремного режима. Сохранились его распоряжения: «Костюшке вручите от меня газеты и спросите его, не хочет ли он иметь каких-либо книг и какого рода именно; газеты же я буду ему всякий раз посылать». В перечень продовольствия для «главного бунтовщика» включены мясо, дичь, рыба, печень, сладости, анчоусы, амврозия, лимоны, водка, вино, пиво, шоколад и другие экзотические яства.
О состоянии Костюшко регулярно докладывали императрице Екатерине II. Она распорядилась устроить необходимые ему по состоянию здоровья прогулки в саду при доме коменданта крепости, «когда он пожелает, с тем дабы при нём в то время по два офицера находились». Весной 1795 года здоровье пленника ухудшилось, он «вдруг сделался отчаянно болен». Срочно были вызваны светила придворной медицины. Екатерина приказала: как только больному станет легче, перевести его в отдельный дом за пределами крепости. Судя по всему, она не собиралась его строго наказывать, но о её намерениях мы не узнаем, так как она не успела их объявить. 6 ноября 1796 года императрица скончалась.
Уже 15 ноября «главного польского бунтовщика» посетил новый император Павел I. «Я пришёл, -сказал он Костюшко, - чтобы возвратить вам свободу». 19 ноября Тадеуш Костюшко подписал «присягу на верность» Павлу I и его наследнику великому князю Александру. Он поклялся, что при всех обстоятельствах будет защищать их интересы, не жалея собственной жизни. Получив свободу, Костюшко начал подготовку к отъезду в Америку. Павел I приказал выдать ему из казны сумму, равную стоимости 1000 крепостных крестьян, подарил карету, соболью шубу и шапку, много других вещей. 8 декабря 1796 года Тадеуш Костюшко выехал из Петербурга.
В Америке генерал Костюшко прожил два года, затем переехал во Францию, жил в Швейцарии. На территории России ни при Павле I, ни при Александре I не появлялся. Умер в 1817 году, прах его покоится в Кракове.
Имам Шамиль: «Теперь Кавказ – в Калуге»
Самой длительной войной в истории России была Кавказская война (1817-1864). С 1834 года государство, созданное горцами на территории Дагестана и Чечни, возглавлял имам Шамиль. 24 года 11 месяцев и 7 дней он сражался за свои убеждения и идеалы, но 26 августа 1859 года решил прекратить борьбу.
В тот день его пристанище – природная крепость Гуниб, было окружено войсками генерала А.И.Барятинского. Тысячи русских штыков и артиллерия против 400 защитников крепости не давали надежды на успех. Полковник Лазарев вёл переговоры с Шамилем от лица князя Барятинского, обещал сохранить ему не только жизнь, но и возможность жить с семейством, ходатайствовать перед императором о разрешении уехать в Мекку. И Шамиль сдался.
На встрече с генералом Барятинским Шамиль сказал: «Я тридцать лет дрался за религию, но теперь народы мои изменили мне, а наибы разбежались, да и сам я утомился; я стар, мне шестьдесят три года. Не гляди на мою чёрную голову – я сед. Поздравляю вас с владычеством над Дагестаном и от души желаю государю успеха в управлении горцами, для блага их». Так закончилось имамство Шамиля, и началось долгое путешествие через всю Россию в Петербург.
Александр II принял Шамиля дружелюбно и ласково, повелел определить ему содержание в 20 тысяч рублей ежегодно, что было больше добычи, приносимой набегами наибов Шамиля. Пленника с двумя его жёнами, детьми и слугами, всего 22 человека, поселили в Калуге. Имаму выделили трехэтажный дом, принадлежавший полковнику Сухотину (построил его местный купец И. Билибин), аренду оплачивали из казны.
Калужский период жизни имама продлился девять лет, до 1868 года. Он был наполнен разными событиями как приятными, так и горестными. В Калуге умерла его любимая дочь Нафисат. Император велел похоронить ее за счет казны, чем в очередной раз растрогал Шамиля. Но эта смерть оказалось не единственной – всего за девять лет в этом городе умерли 17 человек из семьи и свиты имама.
Шамиль активно изучал русское общество, гулял по городу, посещал театр, гимназии, больницы. Дамы любили с имамом пообщаться в светских салонах. Среди них были вдовы убитых на Кавказской войне офицеров. Современники вспоминают, что одна из них сказала, что посчитала бы его очень хорошим человеком, если бы "он не убил ее мужа". Шамиль ответил, что, если бы знал, что этот офицер был таким хорошим человеком, он бы ни за что не убил его. Когда имама спросили, не хочет ли он вернуться на родину, тот ответил: "Зачем? Теперь Кавказ – в Калуге".
В письме Александру II Шамиль писал: "Ты, Великий Государь, победил меня и кавказские народы, мне подвластные, оружием. Ты, Великий Государь, подарил мне жизнь; Ты, Великий Государь, покорил мое сердце благодеяниями. Мой священный долг … внушать детям их обязанности перед Россией и ея законными царями. Я завещал им питать вечную благодарность к Тебе, Государь, за все благодеяния, которыми Ты постоянно меня осыпаешь. Я завещал им быть верноподданными Царям России и полезными слугами новому нашему отечеству. Успокой мою старость и повели, Государь, где укажешь, принести мне и детям моим присягу на верное подданство. Я готов произнести ее всенародно". Присягу Шамиль принес 26 августа 1866 года в парадной зале Калужского губернского дворянского собрания.
В 1869 году имам переехал в Киев, а год спустя император отпустил его в Мекку. Умер Шамиль вскоре после переезда в Медину, там и похоронен.
Русский плен фельдмаршала Паулюса
Командующий 6-й армией, окружённой и капитулировавшей под Сталинградом, генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс сдался в плен 31 января 1943 года. Перед пленением последним местом дислокации его штаба было здание сталинградского Центрального универмага.
На фотографии у фельдмаршала изнурённый вид, он был уже давно и тяжело болен. Кроме того, у него был перелом пальцев и травмирована рука. В срочном порядке его направили в госпиталь, где он почти месяц проходил лечение. В конце февраля, когда Паулюса смогли более-менее поставить на ноги, он был переведен в Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале, где располагался лагерь для пленных генералов.
В суздальском монастыре фельдмаршал жил отдельно от остальных пленных, в меблированной комнате. С персоналом лагеря вел себя корректно и вежливо. Пробыл в нём 2 месяца, а потом его перевели в лагерь для военнопленных в бывшую помещичью усадьбу в селе Чернцы Ивановской области.
Условия проживания в «Лагере специального назначения №48», как условно называли в документах тюрьму Паулюса в Чернцах, были хорошими. Усиленное питание, хорошие врачи, теплый туалет и водопровод.
Узник гулял в парке, получал из дома письма, их доставляли советские разведчики-резиденты прямо из рук жены, минуя гитлеровскую цензуру, носил свою военную форму, смотрел кино, рисовал. По праздникам пленных офицеров баловали пивом, а начальник лагеря брал Паулюса и других высших немецких командиров на охоту. Всё это время с Паулюсом вели работу на предмет перехода его на сторону СССР, чтобы использовать для антигитлеровской пропаганды. Это заняло больше года, в конце концов Паулюс поменял свои убеждения и согласился сотрудничать. Его перевели в Москву, позже использовали в Нюрнбергском процессе в качестве свидетеля и помощника обвиняющей стороны.
По возвращению из Нюрнберга Паулюса поселили на даче МВД в подмосковном поселке Томилино. У него был в распоряжении деревянный дом, собственная прислуга, а также возможность выехать в Москву на выставку или концерт. Он продолжал переписку с женой, но в 1949 году она умерла, так и не повидав мужа. Весной 1947 года у Паулюса началось обострение туберкулёза и его вывозили на лечение в Крым в Верхнюю Ореанду.
Вернуться в Германию Фридрих Паулюс смог только после смерти Сталина, в октябре 1953 года. Перед отъездом фельдмаршал написал заявление советскому правительству, в конце которого указал, что он не хочет покидать Советский Союз, не сказав советским людям, что когда-то он пришел в СССР как враг, а теперь покидает его как друг.
По прибытии в Германию Паулюс переехал в Дрезден. В дачном районе города ему выделили трехэтажную виллу с приусадебной территорией, а также прислугу. Все люди, которые работали в особняке, были сотрудниками и осведомителями Министерства Госбезопасности ГДР - Штази. В Дрездене Паулюс читал доклады о Сталинградской битве в Высшем офицерском училище.
Фридрих Паулюс, генерал-фельдмаршал бывшего Вермахта, умер в возрасте 67 лет 1 февраля 1957 года. Урну с прахом захоронили на кладбище Баден-Бадена в Западной Германии рядом с его супругой.
Разные эпохи и разные судьбы, но есть три сходства:
- эти люди воевали против России
- попали в плен
- содержались в плену с комфортом
Может быть вы поможете мне ответить на вопрос, который меня давно беспокоит: Почему власть в России во все времена к собственному населению относится с крайней жестокостью, а по отношению к внешним врагам демонстрирует чудеса милосердия?
Пишите в комментариях или на почту znaina5@yandex.ru
Спасибо за прочтение. Татьяна.