Приветствую вас на канале "Обо всем с подвохом"!
На связи Катерина, и сегодня мы с вместе с вами разберем одно из самых узнаваемых произведений искусства всех времён - "Сад земных наслаждений" Иеронима Босха.
Заваривайте вкусный чай, присаживайтесь поудобнее и отправляйтесь в путешествие по загадочному саду, через который я проведу вас за руку :)
Внимание! Произведение имеет ярко выраженную религиозную христианскую тематику, поэтому очень прошу представителей других религиозных конфессий не разводить споры, не оскорблять и не навязывать свое мнение. Мы друг друга уважаем вне зависимости от вероисповедания, и статьи такого рода несут собой исключительно просветительский характер, не более.
Иероним Босх: краткая биография гения.
Прежде чем начать анализ триптиха, стоит сказать пару слов о его авторе.
Иероним Босх - нидерландский живописец, чья биография окутана тайной и не предоставляет достаточного количества достоверных данных, неизвестна даже точная дата его рождения.
Известно лишь, что родился Иероним около 1450 года в небольшом нидерландском городе Хертогенбос в семье потомственных художников по отцовской линии.
Всему миру он известен под именем Иероним Босх, однако далеко не всем известно, что его полное имя при рождении - Ерун Антонисон ван Акен.
В 1481 году женился на девушке по имени Алейт ван ден Мервене, происходившей из довольно зажиточной купеческой семьи, проживавшей в том же Хертогенбосе. Детей, к сожалению, у пары так и не появилось, а супруга пережила своего мужа всего на 3 года.
В 1486 году вступил в Братство Богоматери - религиозную организацию, созданную еще в 1318 году в Хертогенбосе (к слову, продолжает свое существование и по сей день). В архивах сохранились достоверные сведения о том, что Иероним Босх оформлял праздничные шествия и таинства, а также расписал створки алтаря для капеллы Братства в соборе святого Иоанна в том же Хертогенбосе.
В 1504 году по заказу наместника Нидерландов Филиппа I Австрийского начинает работу над триптихом "Страшный суд", параллельно с этим уже пишет другое, свое самое знаменитое произведение - "Сад земных наслаждений", работу над которым начал еще в 1500 году, а закончил спустя 10 лет, в 1510, за 6 лет до своей кончины в августе 1516 года.
Именно о его самом глобальном труде - триптихе "Сад земных наслаждений", который увековечил имя Иеронима Босха, мы и поговорим далее.
"До того, как открылись створки"
"Сад земных наслаждений" - глобальная работа, представляющая собой огромный триптих размером 389 х 220 см., работа над которым велась на протяжении 10 лет.
Но начало данного произведения скрыто на внешних створках триптиха, которые в закрытом виде представляют собой следующее:
Итак, что мы видим: деревянное полотно с двумя закрытыми створками.
Перед нашими глазами предстает полупрозрачная сфера, олицетворяющая собой Мир на 3 день после сотворения Создателем.
В мире уже есть растительность, вода и свет, но нет животных и людей.
В левом верхнем углу левой створки мы можем увидеть Создателя, который как бы наблюдает за своим творением со стороны.
Сверху на обеих створках мы видим надписи:
-на левой створке: "Он сказал, и сделалось" (Псалтирь, 32:9);
-на правой створке: "Он повелел, и явилось" (Псалтирь, 148:5).
Роспись внешних створок выполнена в технике гризайль, т.е. в рамках одного монохромного цвета.
Вообще, я считаю, что роспись внешних створок в гризайлевой технике - это очень оригинальный подход, ведь вначале тот, кто рассматривает картину, будет видеть однотонный и пустой мир, даже не догадываясь о том, что после того, как створки будут открыты, он увидит перед собой буйство красок и сюжетных линий произведения.
"Этот безумный мир"
Внешние створки открыты, наши глазам предстает невероятное количество сюжетов, ярких красок и мелких деталей, которые возможно рассмотреть только при детальном изучении триптиха.
Теперь давайте разбираться.
Иероним Босх создал потрясающе продуманный и интересных триптих, каждая часть которого - это как бы отдельный мир:
-левая часть - Рай;
-центральная часть - сад с людьми, которые предаются сладострастию;
-правая часть - Ад.
Чтобы лучше понять скрытые в картине смыслы, детально изучим каждую из ее частей.
Часть первая: РАЙ
Итак, что мы видим:
Центр сюжета - сотворение первых в мире людей - Адама и Евы, а также сотворение первых животных. Создатель держит Еву за руку и поручает ей и Адаму плодиться и размножаться. Если присмотреться, то позади Евы мы видим кроликов, которые во все времена являлись символом большой плодовитости.
Переводим взгляд чуть выше и видим Фонтан и озеро жизни, из которых выходят первые животные. Лебедь и утка здесь являются противопоставлением друг другу: лебедь всегда считался символом непорочности и чистоты, а утка, напротив, в годы жизни и творчества Иеронима Босха (а это 500 лет назад!) считалась "низшей тварью". В этой ситуации можно найти яркий смысл: жизнь Создателем даётся всему: не только возвышенному, непорочному, но и низшему, в Мире должен существовать баланс.
Далее мы с вами поднимаемся на самую вершину Рая. На данном фрагменте преобладают синие и голубые оттенки, ведь синий - цвет божества.
На вершине Рая располагается Эдем. Здесь же мы видим полумесяц (если очень хорошо присмотреться) и стаю черных птиц - ярчайшие символы греха. Во времена Босха крайне отрицательно относились к иноверию (любой вере, основанной НЕ на вере в Бога-Отца и его сына Иисуса Христа), и изображение на картине полумесяца дает явную отсылку к этому факту. Опять же: Иероним очень ярко показывает, что даже в совершенном райском мире имеют место быть и темные элементы, ведь Добро не может существовать без Зла, и наоборот.
Подводим итог по левой части триптиха - Раю:
1.Главная сюжетная линия - сотворение первых людей и животных.
2.Постоянное противопоставление Добра - Злу, непогрешимости - греховности.
3.Даже в совершенном мире есть изъяны.
Часть вторая: Сад наслаждений
Переходим к самой масштабной и сложной части триптиха - центральной.
В центральной части произведения самыми часто встречающимися элементами являются: обнаженные люди, различного рода и цвета сферы, множество животных, а также метафоричные сюжеты.
Главная идея центральной части - показать человеческие пороки, не прикрывая их одеждой или оправданиями.
Рассмотрим поближе:
Молодые влюбленные в стеклянной сфере, которая испещрена множеством трещин представляют собой ярчайшую метафору о недолговечности любви, основанной лишь на на похоти и плотских утехах. Более того, такие чувства несправедливо было бы даже называть любовью, потому что, зачастую, они не имеют к ней никакого отношения.
"Любовь также недолговечна и хрупка, как стекло" - нидерландская пословица
Также, на картине частым элементом является клубника - мощный природный афродизиак. Клубника издавна считалась ягодой, которая лишь раскрывает похотливые мысли, чувства и намерения людей.
Рыба также довольно часто встречается на картине, но вот трактовать ее изображение можно по-разному: некоторые считают это символом любострастия, а другие - символом Поста.
А как считаете вы? Пишите в комментариях, будет интересно изучить альтернативные версии.
Самый центр основной части триптиха занимает круг животных, а чуть выше - фонтан, который является источником вечной молодости.
Среди животных мы можем наблюдать Козерога и Льва - отсылка к астрологии, причем довольно сатирическая и едкая, ведь художник был очень религиозным человеком и считал науку ересью.
Людей и животных несёт по кругу, намекая на то, что им из него уже не выбраться, ведь они полностью погрязли в грехе и уже никогда не смогут пойти по праведному пути. По мнению художника, единственное, что их ждет - это дорога в Ад и вечное там существование.
Часть третья: Ад
Заключительная и самая мрачная часть триптиха - правая створка, полностью посвященная существованию в Аду.
"Музыкальный ад" - так называют эту часть произведения большинство искусствоведов и знатоков, ведь самыми главными элементами данной части являются различные музыкальные инструменты.
Основной сюжетной идеей является то, что при жизни грешники много играли на музыкальных инструментах и получали от этого удовольствие, а теперь, будучи в Аду, вынуждены испытывать от этой музыки сильнейшие мучения. А дело все в том, что во времена Босха - увлечение музыкой считали низшим и даже более того, - грешным делом.
"Похоть - это музыка плоти" - нидерландское изречение
Главный герой "адской части" - странное существо с человеческой головой, телом, по форме напоминающим яйцо, и ногами, похожими на деревья, которые стоят в двух лодках. Это существо - демон, проводник по аду, а его шатающееся тело из-за ног, "обутых" в лодки, олицетворяет пьянство. Внутри его тела мы можем наблюдать людей, сидящих за столом и распивающих алкоголь.
Ножи - яркий символ мученической смерти и пыток.
Справа внизу мы можем заметить человека, который страдает от бесконечной тошноты. Грех, за который его низвергли в ад - чревоугодие.
Слева от него мы видим человека, который испражняется монетами. Это также является отсылкой к одному их грехов - жадности.
Еще одним из интереснейших сюжетов правой части триптиха является тот, где люди и существа катаются на коньках.
Согласно представлениям, существовавшим в Средние века, низший круг Ада - это замерзшее озеро (вопреки расхожему мнению, что в Аду грешники горят, а не замерзают от холода).
В качестве заключения
"Сад земных наслаждений" - несомненно, отражает человеческий путь от совершенства к грехопадению через вкушение земных удовольствий.
Автор показывает нам, насколько человек слаб перед искушением, как легко поддаться ему и насколько тяжелы последствия этого выбора, если вовремя не остановиться.
Существует теория, что художник создал данное произведение для частной коллекции и заказчиком был довольно богатый человек, который хотел иметь в своей коллекции подобную картину, чтобы разгадывать ее скрытые смыслы вместе со своими гостями. Так это или нет - доподлинно неизвестно.
Иероним Босх - безусловно, гениальный художник и просто загадочный представитель своего времени. Он не дал название ни одной из своих работ, - это сделали искусствоведы. Его биография окутана тайной, а в архивных записях содержится крайне мало достоверной информации.
Так или иначе, он внес большой вклад в развитие живописи Северного Возрождения, да и самой эпохи в целом, его имя навсегда увековечено в его произведениях, которые можно рассматривать часами и каждый раз находить для себя что-то новое.
Оригинальный триптих "Сад земных наслаждений" ныне хранится в Музее Прадо в Мадриде (Испания).
Спасибо, что дочитали эту статью до конца!
Делитесь мнениями, оставляйте комментарии и лайки, подписывайтесь на канал и до встречи в новых статьях!