Этот камень суровой красоты родом из Южного Урала, республики Башкортостан, Учалинского района. Яшма редкого цвета, даже не знаю, как его передать словами.
Как вам такое определение – яшма цвета штормового моря? По-моему, точно подходит. И волнисто-прожилковатый рисунок на полированной поверхности усиливает сходство с буйной стихией.
Немного истории. Мулдакаевское яшмовое месторождение находится в полутора километрах к западу от деревни Мулдакай (или Мулдакаево). Очевидно, что в честь деревни и было названо месторождение и этот вид яшм. Официально оно было открыто в 1896 году мастером Екатеринбургской гранильной фабрики Г.В. Шалимовым. Хотя, по утверждению Ферсмана, яшмы в этой местности добывались еще с середины 19 века. Другое название месторождения Шалимовское или Ново-Николаевское. Долгое время коренное месторождение яшмы оставалось неизвестным, поэтому камень добывали из глыбовой россыпи на склонах горы. А уж глыбы были действительно огромными, а некоторые просто гигантскими. Вес самого крупного монолита, найденного на месторождении, составлял около 80 тонн. Для охраны этого богатства был нанят башкир, который за 5 рублей в год следил за сохранностью каменных глыб, чтобы местные кустари-камнерезы не воровали ценное сырье.
В 1912 месторождение было передано Екатеринбургской гранильной фабрике. Уже в советское врем я в 30-е годы прошлого века был заложен карьер на коренной линзе яшмы, вскрывший ее большие запасы.
Мулдакаевская яшма залегает в виде отдельных монолитов-останцов и линз среди серпентинитов, метаморфизованных порфиритов и кремнистых сланцев.
Про состав и причины цвета. Мулдакаевскую яшму слагают кварц, амфибол и альбит. Альбит микроскопически неразличим, и его присутствие установлено только по дифрактограммам. В качестве примесей присутствуют гранат, сфен и очень редко магнетит. Минералогический состав этой породы таков: 60—65% кварца, 20—25% альбита, 15—17% амфибола и не более 1 % граната со сфеном.(Согласно исследованиям М. Е. Яковлевой и Л. С. Путаловой)
По расцветке выделяются две разновидности мулдакаевских яшм: темные, почти черные, синевато-зеленоватого цвета и светлые голубовато-серовато-зеленые. Такой необычный цвет обусловлен обусловлен амфиболом, различная концентрация которого создает разную густоту синего цвета, а также оттенки серого и зелёного. Прожилки образованы кварцем с бОльшим размером зёрен, чем в основной массе. В породе размер зёрен кварца составляет от 7 до 20 микрон, а в прожилках их размер достигает 70-150 микрон.
Интересна такая особенность этой яшмы: неполированный камень, даже при смачивании водой, имеет почти однотонную окраску, а при полировке в отдельных образцах появляются пятнисто-волнистые пепельно-серые, темно-зеленые, почти черные узоры. И этому учёные тоже нашли объяснение: амфибол в составе мулдакаевской яшмы образует войлок из тонких иголочек, величина которых около 20 микрон в длину. Эти иголочки, а так же цепочковидные скопления граната с примесью сфена образуют узоры при шлифовке и полировке породы.
Изделия из мулдакаевской яшмы.
Мировая известность к этому виду яшм пришла в начале 20 века. Мастерами Екатеринбургской гранильной фабрики в 1900 году из мулдакаевской яшмы была изготовлена рама для мозаичной карты Франции. Это знаменитое произведение русских камнерезов экспонировалось на Международной выставке в Париже, а потом было передано на хранение в Лувр.
Среди знаменитых изделий из мулдакаевской яшмы всегда вспоминают резьбу к сеням церкви Воскресения на канале Грибоедова в Санкт-Петербурге (для меня привычнее название Спас на Крови). Она была изготовлена мастерами Петергофской гранильной фабрики.
Сень (или, по-другому, покров) возвели над местом, где получил смертельное ранение император Александр II. Она построена над камнями мостовой, хранящими следы крови, на четырех колоннах из темной яшмы. Ограда состоит из родонитовой балюстрады с позолоченными воротами. На заднем плане вмонтирована небольшая часть подлинного ограждения набережной. По старым описаниям сам шатер был украшен резьбой из змеевика, яшмы (возможно, той самой, мулдакаевской), лазурита и агата. Но уже к середине тридцатых годов 20 века эти архитектурные излишества из ценных поделочных камней были утрачены. К периоду реставрации остались только основание и колонны. Сейчас верх сени изготовлен из гипса и затонирован под змеевик и другие упомянутые камни, восстановлена ограда.
И если мулдакаевская яшма действительно использовалась в резьбе к сеням Спаса на Крови, то сейчас на ее месте имитация из гипса, покрашенная в цвет исходного камня.
Вот еще несколько примеров уже современных изделий из этой оригинальной яшмы.