Где: Музей археологии Москвы
Адрес: Манежная площадь, 1а (для посещения в выходные дни билеты нужно покупать на сайте музея заранее!!!)
До: 7 апреля 2024
Выставка “Игры и игрушки наших предков” посвящена игрушкам и как предметам декоративно-прикладного искусства, и как неизменным спутникам жизни детей с доисторических времен.
Открывает экспозицию витрина с изделиями дьяковской культуры: фигурками, погремушками, миниатюрными сосудами – прообразами кукольной посуды, орнаментированными табличками, фишками для игры, игрушечными ножами и шариками. Это игрушки детей раннего железного века (VII-V вв. до н.э.). Название культура людей, проживавших на территории нынешних Тверской, Вологодской, Владимирской, Ярославской, Ивановской, Костромской, Смоленской и Московской областей, получила по Дьякову городищу, располагавшемуся на территории современного музея-заповедника “Коломенское”.
Для дьяковской культуры были характерны глиняные грузики конусовидной формы с отверстием, на котором часто заметны следы потертостей и даже нитей. Поверхность грузиков украшалась точечным орнаментом, линиями, насечками. Похоже на погремушки, но – нет! Существует много версий об их предназначении, иногда в них видят культовые предметы (например, вместилища душ умерших). Ученые экспериментально показали, что грузики могли использоваться в качестве в качестве приспособления плетения шнуров.
Средневековые москвичи играли с погремушками, фигурками, свистульками, знали шахматы и шашки.
Кстати, в одной из шахматных фигур был найден клад серебряных монет XVI века.
Старинной народной игре в бабки обязаны своим происхождением современные игральные кости. Игровой процесс заключается в ловкости бросания косточек («бабок»), давших название игре. У игры существует большое количество вариантов, которые были придуманы в разные времена, в разных странах, и в которых используются разные игровые предметы (в основном небольшие кости ног копытных животных). На Руси в бабки стали играть еще в домонгольский период, есть сведения, что игра была популярной уже в VI-VIII веках.
Дети средневековой Руси играли в “Мельницу”. Для игры требуется игровое поле и набор фишек двух цветов. В начале игровое поле пустое и игроки по очереди начинают выставлять свои фишки на любое свободное место таким образом, чтобы выставить три своих фишки в один ряд. Это продолжается, пока не будут выставлены все имеющиеся фишки. Если получается выстроить ряд из трёх фишек (мельницу), то игрок забирает с поля любую фишку противника. Далее игроки по очереди передвигают фишки на свободные места вдоль линий, также стараясь построить мельницу и забрать фишки противника. Проигравшим считается тот, кто больше не может сделать ходов или имеет меньше трёх фишек и не в состоянии построить мельницу.
Если “Мельница” пришла к нам из Европы, то игра в свайку — русская народная, заключающаяся в попадании заострённым железным стержнем (свайкой) в кольцо или несколько колец, лежащих на земле. Археологические находки свидетельствуют об игре в свайку уже в XVI веке.
Коньки в России появились в конце XVII века, эту забаву привез из Голландии Петр Первый. После смерти Петра интерес к конькам угас, и вернулся только в середине XIX века. На смену маломаневренным и плохо управляемым костям пришли деревянные бруски, в которые вставлялись металлические ножи - прообразы современных лезвий. Крепились к обуви такие коньки с помощью кожаных ремней или просто веревок.
К сожалению, на выставке, ориентированной в основном на детскую аудиторию, совсем мало интерактива. Конечно, в крохотном помещении, которое занимает выставка, в свайку не поиграешь, но факт остается фактом: интерактив представлен только выбором понравившейся игрушки.
Моя пятилетняя разбойница проголосовала за пистолеты, а мы с бабушкой – за ностальгию по собственному детству. У бабушки была бумажная кукла с нарядами, а у меня - примерно такой конструктор.
А вообще нужно было проголосовать за этот видавший виды мячик, чтобы как-то его морально поддержать.
Часть экспонатов хранится в шкафах-витринах с выдвижными ящиками, их самостоятельное открывание – увлекательный процесс для детей. “Ой!” – восторженно кричал мой ребенок, увидев очередную куклу или мозаику. “Ах! – вздыхала бабушка. - В моем детстве это было.”
Итак, стоит ли идти на выставку? Да, если:
- Вы интересуетесь археологией (выставка станет прекрасным бесплатным бонусом при посещении небольшой основной экспозиции);
- если Вы ностальгируете по своему советскому детству;
- если у Вас есть дети 4-6 лет (тогда это прекрасная возможность начать открывать для ребенка удивительный мир музеев).
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи. https://web.telegram.org/a/#-1001805823607
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#МузейархеологииМосквы #Игрыиигрушкинашихпредков #выставкиМосквы #Шедевральныемаршруты #кудапойтисдетьми #выставкидлядетей