Найти тему
музыка | filumjazz

Don Cherry - "Organic Music Society" 1973

Свободный джаз, спустя десятилетие после своего рождения, никуда не делся — он трансформировался в музыку у которой пока нет удобоваримого названия. В своё время, я поставил себе задачу разобраться, что же происходило в джазовой музыке 70-х. Проблема в том, что все книги и статьи об истории джаза, которые мне попадались, обычно заканчивались джазовым авангардом 60-х, лишь слегка упоминая фьюжн, как одно из направлений рок-музыки, сменившей джаз на мировой сцене. Но мы то знаем, что джаз жил в 70-е и живёт до сих пор, пусть и в своей узкой форматной резервации. Так что было с джазом в 70-е, и особенно, что же стало с джазовым авангардом?

Обложка альбома Don Cherry - "Organic Music Society"
Обложка альбома Don Cherry - "Organic Music Society"

На самом деле в это время джаз мутировал в трёх направлениях: в сторону кроссовер-джаза, в сторону фьюжн и в сторону третьего, самого живучего и загадочного направления, у которого нет до сих пор названия. Про все три направления у меня есть ознакомительные тексты, кому интересно вот: первый, второй и третий. Про первые два направления здесь писать не буду: они не касаются сегодняшней заметки, а про третий вынужден сказать пару слов. Дело в том, что к концу десятилетия методы джазовых авангардистов перестали работать: в стиле начали устанавливаться регламенты и шаблоны, что противоречило сути изначально задекларированной свободы. Но у музыкантов, прошедших школу фри-джаза, появился багаж совершенно нового мелодизма и ощущение новой ритмики, которые искали своего выхода. Более того, как мы знаем, к развитию фри джаза приложил свою руку и Джон Колтрейн, который увидел в этой музыке потенциал, наполненный духовными смыслами. Думаю, отчасти, эта трансформация фри-джаза и подарила ему пост-авангардное развитие.

Поразительно, но именно в это время в
Западной Германии родился лейбл новой музыки ECM, который стал искать и культивировать такую музыку. Но новая музыка пост-авангарда выпускалась далеко не только на ECM. Например, пластинка Дона Черри "Organic Music Society" была выпущена в Швеции на лейбле Caprice label.

Я в
своём тексте об этом направлении придумал своё название — Music of Another Present Era (название взял у дебютного альбома группы Oregon) — но на нём не настаиваю, придумайте своё. Хотел бы отметить, что новая музыка пост-авангарда существует как бы параллельно с современной музыкой, со временем не устаревая. Попробуйте поставить какие-нибудь два альбома ECM 1970-х и 2000-х годов непосвящённому человеку — он вряд ли угадает, какой из них был раньше записан.

Про сам альбом
Дона Черри я мало что знаю. Я наткнулся на него именно в то время, когда собирал материал для своего текста об этом направлении. Меня этот альбом зацепил своей непохожестью на джаз и особенно на фри-джаз. Послушав его более пристально, я уловил связь с авангардом, но лишь в общем подходе к созданию музыки: правил нет, есть только вкус и красота. А красоты в этой музыке в избытке. И да, куда после Колтрейна теперь без высокодуховных и тонких материй?

Don Cherry – trumpet, piano, harmonium, vocals
Tommy Goldman, Tommy Koverhult – flute
Maffy Falay – trumpet
H'suan – trumpet, percussion
Hans Isgren – sarangi
Naná Vasconcelos – berimbau, percussion
Helen Eggert, Moki Cherry – tambura, vocals
Chris Bothen – doussn'gouni
Tage Siven – bass
Okay Temiz – drums
Bengt Berger – drums, percussion

Если понравилось, не забудьте подписаться!

#filumjazz