Найти в Дзене
Ля Фам шуршит

Чемодан. Вокзал. Москва

Оказывается, я как родитель и учитель внушаю подрастающему поколению не те мысли, которые следует.

Изображение выполнено на MyCollages. ru
Изображение выполнено на MyCollages. ru

Учреждение, в котором я работаю больше десяти лет, является инновационным. Технический лицей - ресурсный центр в нашем городе. В рейтинге образовательных учреждений он в лидирующих позициях: на первом месте в городе, на втором - в республике, уступая лишь столичной гимназии при Главе Республики.

По конкурентноспособности наших выпускников лицей регулярно входит во всевозможные российские топы лучших учебных заведений.

Наши ребята поступают на бюджет в МГУ, ВШЭ, МФТИ, различные вузы Санкт-Петербурга и Москвы, некоторые уезжают учиться за границу. Есть и такие выпускники, которые остаются учиться в техническом университете нашего города, в среднем это 15-20 процентов наших учащихся. Университет обижается: в своё время лицей задумывался как площадка для обучения талантливых ребят, которые затем станут поступать в наш университет. Но лицей давно существует как автономное учреждение, перебрался в собственное здание, университетом не финансируется - связь между нашими заведениями чисто символическая через учредителя 30-летней давности, имя которого и носит наш лицей.

Ежегодно лицей выпускает от 60 до 80 лучших в городе и в республике будущих студентов. В город после окончания вузов возвращаются единицы.

Лично мне это сознавать и радостно, и горько. Радостно за самих ребят: их жизненные планы и мечты свершаются. Горько за наш город: наверное, они могли значительно поднять уровень нашего местного образования, медицины, культуры, могли бы однажды привести в наш лицей своих детей.

Но разве это проблема только нашего провинциального города, что молодёжь стремится отсюда уехать?

Почему так происходит?

Сама я в своё время пошла по этому же пути. Закончила школу, затем вуз и больше не вернулась в родной посёлок. Мне было там морально тесно и душно: некуда выйти, не с кем обсудить прочитанную книгу, нечего делать. Сверстники гордились количеством выпитого. Девчонки в основном крутили романы и бесконечно выясняли отношения. Скука смертная!

Студенчество и столичная жизнь меня захватили. Я успевала хорошо учиться, заниматься плаванием в бассейне, играть в команде КВН. Меня окружали интереснейшие люди. Вернуться в посёлок? Ни за что!

Примерно то же самое происходит с нашими выпускниками: им с их способностями тесно в нашем провинциальном городе, а результаты ЕГЭ позволяют им выбирать столичные топовые вузы.

На днях в лицее встретилась с нашими двумя выпускницами 2020 года. Обе учатся во ВШЭ на бюджете и приехали к родителям на Новый год. Учатся с удовольствием и возвращаться жить и работать в наш город не планируют. Тем более, что одной из них родители уже купили в Москве квартиру.

В нашем городе остаются в основном те ребята, которые поступали в вузы по целевому направлению. Работать они возвращаются не абы куда, а в главные градообразующие предприятия: Газпром, Лукойл, Нефтеперерабатывающий завод. Перспективные ребята с удовольствием остаются в родном городе, потому что их обеспечили работой и зарплатой, при мысли о которой среднестатистический россиянин завистливо вздыхает. Можно решать жилищный вопрос, создавать семью, поддержать выходящих на пенсию родителей...

В принципе, картина закономерная и давно сложившаяся.

И вдруг на днях наш Глава республики, господин Уайба, решил, что одна из главных причин, почему молодёжь покидает провинцию, заключается в следующем: родители и учителя внушают подрастающему поколению не те мысли, которые следует.

Вот цитатные выдержки из его выступления перед СМИ: судите сами.

Дети, которые выбрали для обучения столичный вуз, все равно уедут. Не вопрос, но родители должны сказать: съезди, получи хорошее образование и вернись в республику.

Что мы бы ни сделали, сколько бы объектов ни построили, если семья будет говорить "беги отсюда", все бесполезно. В семье надо говорить о том, что республика меняется, появляются производства.

Вторая история - школа. Есть такие факты, когда учителя говорят: "Учитесь хорошо. Если будете двоечниками, здесь останетесь, если отличниками, уедете в Москву или Питер". Я пригласил министра образования Наталью Якимову и довел до нее, что такое в школах недопустимо. Для кого мы строим сады, школы, производства?

По мысли Главы республики, региональный маткапитал должен значительно повысить привлекательность республики для молодёжи. Женщины, родившие до 24 лет, получат 300 тысяч рублей, женщины постарше получат региональный маткапитал за первого и за третьего ребёнка. В республике увеличили пособия беременным и кормящим малоимущим женщинам до 10 000 рублей.

Господин Уайба уверен: "Мы справимся с этой задачей (убедим молодёжь в привлекательности для них малой родины) только при поддержке родителей и учителей".

Я этакие два в одном: родитель и учитель. Господин Уайба обращается ко мне в обеих ипостасях - и у меня в связи с этим возникают следующие вопросы:

- Родители должны сказать: съезди, получи хорошее образование и вернись в республику.

Кому я это должна в качестве родителя? И почему я должна это сказать своему ребёнку?

Допустим, республика заинтересована в том, чтобы мой ребёнок остался здесь в качестве специалиста, и рассчитывает на мою помощь в процессе убеждения. Было бы неплохо, чтобы мы взаимодействовали в этом вопросе. Но говорить о моём долге я бы не стала. Долг возникает в том случае, если я что-то взяла у республики. Она мне что-то подарила или хотя бы ссудила. Я не о правах гражданина, условно бесплатном образовании и медицине, и что там ещё, что есть у всех россиян, а именно о чëм-то региональном.

Северная надбавка и прочие льготы не в счёт: я родилась, живу и более 20 лет работаю в неблагоприятных природных условиях, за что плачу самым дорогим человеческим ресурсом - здоровьем. Тут мы, северяне, пожалуй даже продешевили.

Первое и единственное жильё я купила в 45 лет, заработав на него самостоятельно от первой до последней копейки. Коммунальные услуги для меня все платные, хотя тот же газ в квартире мне могли бы любезно подарить, раз уж безостановочно дымящиеся трубы НПЗ - часть моего пейзажа и я дышу этим воздухом. Хотя бы бесплатный проезд в общественном транспорте или бензин за полцены, раз уж эту нефть прямо под боком у меня качают и качают... Так ведь нет же!

А вот если бы, например, я имела прибыль от продажи части природных богатств нашего региона, подобно тому как это организовано в ряде стран, ОАЭ и Ливии (подумать только!), я бы, наверное, в самом деле считала, что именно республика вложилась в меня, подарила мне что-то от своих щедрот, а следовательно, может мне заявлять, что и ей в ответ кое-что должна.

А так - извиняйте - я как и любой родитель, живущий в нашей республике, могу встать в позу и заявить:

- Я должна убеждать моего ребёнка вернуться сюда? С чего бы это? Я могу быть так любезна, что предложу обдумать эту мысль на семейном совете... а могу и не быть.

- В семье надо говорить о том, что республика меняется, появляются производства.

Согласна, республика меняется. Ситуация с местами в детских садах и общеобразовательных школах улучшилась. Но меня преследует подозрение, что это напрямую связано с тем, что смертность в регионе второе десятилетие подряд превышает рождаемость. У нас ощутимо меньше стало людей в республике и детей тоже, вот места для них и освободились.

Дороги как были общенациональной бедой, так ими и остались, по крайней мере в нашем городе.

В регионе появляются новые производства? Правда? Наверное, я немного отстала от жизни. Вот что Воркута и Инта дышат на ладан, а Печора как-то ещё барахтается, получив статус "экономически сложного города", я наслышана. Перспективы моногорода с единственным работающим градообразующим предприятием туманны. Но главное же верить, правда?

Так, зайдем ко мне с другой стороны. Что там с нами, с провинциальными педагогами? Хоть убей, не помню, чтобы лично я кого-то так стращала:

- Учитесь хорошо. Если будете двоечниками, здесь останетесь. Если отличниками, уедете в Москву или Питер.

Лично я считаю, что ребёнок должен учиться в меру своих способностей. Есть способности - стыдно и неразумно их не развивать. Нет способностей - осваивай 9-летнюю программу и думай, где можешь себя найти во взрослой жизни. Я считаю, что высшее образование надо получать тем, у кого душа лежит к интеллектуальному труду (эти учатся на бюджете) или у родителей денег куры не клюют (у этих родители заплатят за вышку, не продавая почки). А какой город и вуз для этого выберет выпускник, вообще меня не касается. Спросят моего совета, дам, не более того.

Но допускаю, что кто-то из учителей позволял себе подобную риторику. И что, их теперь возьмут на карандаш? Для чего-то пригласили к Главе республики "министра образования Наталью Якимову" и он довел до неë, "что такое в школах недопустимо"?

Следует ли мне в связи с этим ожидать в ближайшее время методичку, что именно и в каких выражениях я должна изрекать перед школьниками, говоря о нашей республике?

Должна ли я при этом разделять уверенность господина Уайбы, что наша республика - лучшее место для применения талантов выпускников МГУ, ВШЭ, МФТИ и т.п.? Или мои личные убеждения, если не соответствуют повестке дня, должны скромно умалчиваться? Значит ли это, что я должна отработать региональную повестку, потому что республика спохватилась: нам нечего предложить своей талантливой молодёжи, поэтому она уезжает из региона в центр, население убывает и стареет.

Только тут тоже неувязочка. Авторитет обычного школьного учителя давным-давно у основной массы молодёжи "не айс". Не послушают его, даже если учитель начнёт божиться: лучше места на земле не было и нет.

Кроме того современное образование заточено на формирование у школьника критического мышления. Думающий, рассуждающий, рефлексирующий старшеклассник знает: для него нет такого мнения, которое следует воспринимать как абсолютную догму. Всё услышанное подвергается осмыслению и сомнению на предмет достоверности информации. Так что если учитель вдруг начнёт разливаться соловьём: "Этот город - самый лучший город на земле", отрабатывая чью-то повестку, школьник крепко призадумается и выдаст вердикт: Банальная пропаганда. А ещё педагог!

Извините - мы научили так размышлять уже целое поколение, отрабатывая другую повестку от Минобра.

Так вот сижу я и думаю, чем больше соблазнятся мои выпускницы ВШЭ, которые очень хорошо умеют считать? 300 тысячами регионального маткапитала, которые в Москве при средней зарплате в 128 тысяч (по данным Мосстата на 2023 год) можно отбить за 3 месяца, или пособием для малоимущих матерей в 10 тысяч при том, что прожиточный минимум в регионе около 20 тысяч, а тут ведь ещё и ребёнка надо содержать.

И вообще - малоимущая выпускница ВШЭ - это какой-то оксюморон, не находите? Я знаю лицеистов, которые зарабатывают эти несчастные 10 тысяч, будучи старшеклассниками, за одну-две недели на репетиторстве, объясняя сверстникам из общеобразовательных школ математику, физику и информатику, или готовя девятиклассников к ОГЭ. Эти ребята - очень неудобный контингент! Они думают и умеют зарабатывать своими мозгами, где бы этот мозг ни находился. Их не приведешь на верёвочке, как послушное стадо. Но они могут прийти сами, если сочтут нужным.

Нет, не думаю, что девушка, закончившая ВШЭ и имеющая квартиру в Москве, чем-то соблазнится в провинции, в регионе с суровым климатом. Разовые выплаты имеют свойство быстро заканчиваться, а дети - это всерьёз и надолго. Куда надежнее в глазах наших старшеклассников выглядят образование в вузе, который котируется при приёме на работу, мегаполисы с куда большим количеством предложений для молодых специалистов, чем может предложить провинция, достойная заработная плата.

Нет своего жилья? Так его у многих нет и в провинции. Схема "стоимость жилья - ипотека - зарплата - человеко-часы" будут по сути соизмеримы, где бы выпускник вуза ни решил обосноваться. И он понимает, что мегаполис в ближайшие 20-30 лет не оставит его без работы. А нефть (или газ, или уголь), вокруг которой вертится вся экономика городов нашего города, имеет свойство заканчиваться.

Итак, выбор хорошо образованного и стратегически мыслящего выпускника для нас очевиден. Он руководствуется не только эмоциями - люблю родной город - , на которые Вы предлагаете регулярно воздействовать, но и прагматичным взглядом на жизнь, своими перспективами и перспективами региона.

Нет, господин Уайба, пропагандой не получится остановить молодёжь. Если Вы хотите, чтобы мы, родители и учителя, стали Вашими идейными союзниками, убедите нас в том, что наши дети здесь по-настоящему нужны, что республика даст им больше, чем мегаполис. Тогда мы искренне это скажем нашим детям: нигде тебе не предложат условия для жизни, работы и самореализации лучше, чем здесь, в родном провинциальном городе. И, возможно, они нам поверят, потому что увидят это собственными глазами.

Дело осталось за малым. Предложите им эти условия, чтобы они добровольно сделали нужный Вам выбор. А пока что их выбор - чемодан, вокзал, Москва.

А чему ты, мой читатель, учишь своих детей как родитель или учитель?