На днях град Киев радостно ликовал, встречая (не совсем) "белого господина" Риши Сунака. Привёз тот радостную весть - т.н. "двусторонний договор о сотрудничестве в сфере безопасности". Хлопцы тут же окрестили его как "большое дело" и "историческое событие", намекнув, что примеру Британии теперь было бы неплохо последовать и остальным. Разумеется, данный пиар-повод был отработан по максимуму. Однако что данное "соглашение" означает на самом деле?
Для начала, сразу же возникли разногласия относительно терминологии, что в дипломатических делах имеет крайне важное и порой даже принципиальное значение. Во время пресс-конференции Зе употреблял исключительно слово "гарантии" или фразу "гарантии безопасности" (security guarantees). Тогда как Сунак использовал иное слово - "security assurances" (по-русски можно перевести как "заверения").
Разница двух слов состоит в том, что "guarantees" (гарантия) - это то, что гарантирует определенный результат, тогда как "assurances" (заверение) используется для обещания намерения, не обременяясь какими-либо конкретными обязательствами. Кстати, взбеленились хлопцы именно потому, что в том самом "Будапештском меморандуме" в своё время использовалось именно "assurances". Так что сейчас они хотели бы увидеть нечто более солидное. Однако "партнеры" придерживаются иного мнения.
Теперь обратимся к сути самого "соглашения". Его срок действия - 10 лет. И в основном он лишь фиксирует текущее положение дел. Так, в случае повторного акта "агрессивной агрессии" Британия в течение 24 часов обязуется начать консультации о дальнейших действиях, предоставить военную технику, а также ввести против России санкции. То есть, сделать все то, что Британия и так уже сделала после 24 февраля 2022 года.
При этом самое главное, чего в соглашении нет - это каких-либо обязательств Британии вступить в конфликт на стороне рахитов. Зато есть пункт 7 (договор-то двусторонний), который гласит:
Участники будут стремиться обеспечить, чтобы военные способности У. были на таком уровне, чтобы в случае внешней военной агрессии против Соединенного Королевства У. была способна оказать эффективную военную помощь
И вряд ли тут идёт речь о России. Есть куда более реальные варианты, в которых Британия могла бы нуждаться в помощи хлопцев. Самый очевидный - Фолклендские острова. Новоиспеченный президент Аргентины Хавьер Милей уже обозначил свое стремление восстановить суверенитет Буэнос-Айреса над клочками суши в южной части Атлантики. Ничего нереального в этом нет - в начале 80-х годов за Мальвины (как их называют в Аргентине) уже велась война.
Тогда англичане победили. Однако сейчас их ВС находятся в куда худшем состоянии, чем 40 лет назад. И далеко не факт, что, задумай сумасбродный Милей "маленькую победоносную" дабы сгладить провалы своей "шоковой терапии", британцы смогли бы отстоять Фолкленды. В настоящий момент численность британской армии составляет всего 76 тыс. человек - это самый низкий показатель с начала XIX века. А вот получившие неслабый опыт хлопцы вполне могли бы изменить расстановку сил потенциального конфликта.
Плюс немало проблем у Британии и внутри страны. Чего стоит только пресловутый вопрос о независимости Шотландии, который в последние годы довольно активно муссируется. Смог бы Лондон, перейди Эдинбург от слов к делу, воспрепятствовать этому силой - вопрос открытый. Так что и в этом случае небратья могли бы стать верными "псами британской короны".
Но "вишенка на тортике" была прислана отдельно. Зе был бы не Зе, если бы в качестве платы за бессмысленную пиар-акцию не расплатился бы ещё одним куском ценных ресурсов страны. Подписание "соглашения о сотрудничестве" удивительным образом "совпало" с передачей Западу месторождений лития, который в связи с "зеленой повесткой" и бумом на электромобили превратился в настоящий стратегический ресурс.
Если конкретно, что австралийская компания European Lithium, которой владеет английский бизнесмен Энтони Сейдж, закрыла сделку по приобретению имеющей литиевые лицензии компании "Европейский литий У". В управление и владение британца, таким образом, перешли несколько месторождений, в том числе, и расположенное на де-юре территории России (но пока находящееся под контролем Киева) Шевченковское.
Стоит сказать, что запасы этой "новой нефти" у хлопцев солидные. Точных данных нет, однако по ряду оценок речь идёт об объемах от 8 до 14 млн тонн литиевых руд (или порядка 10% общемировых), стоимостью порядка 80 млрд долларов. Зе же отдал это за сущие "копейки" - 184 млн евро, т.е. по сути даром, учтивая растущую ценность лития.
В общем, распродажа "незалежной" продолжается. Свой ценнейший ресурс - пахотные земли они уже разбазарили. К настоящему моменту примерно треть площади всей страны или 52% всех сельхозугодий (16,7 млн гектаров) поделили между собой три агрогиганта - Cargill, Dupont и Monsanto. Для понимания масштабов, это территория вместе взятых Австрии и Венгрии.
Берут транснациональные корпорации под свой контроль и семенной фонд, который позволяет контролировать урожайность с/х культур. Ключевым игроком на этом поле является аффилированная с BlackRock компания Monsanto, которой У. нужна в качестве экспериментальной базы и плацдарма для ГМО-экспансии в Европу. Круто с кастрюлями на голове поскакали, ничего не скажешь.