Найти тему
Из Германии да в Россию

Советское кино, которое просто обязан увидеть каждый Западный эстет: Раба Любви

Оглавление

Если среди простецов на Западе бытует мнение, что Советский Союз - это “уродливые квадратные машины” и всего “несколько видов страшной одежды”, то более продвинутые люди прекрасно знают: как у любой империи, у Советского Союза был свой особый кодекс красоты, своя неподражаемая эстетика. Знатоки архитектуры наслышаны о Советском Конструктивизме и Сталинском Ампире, ценители изобразительных искусств давно облюбовали многих Советских художников, в частности - золотую жилу с точки зрения инвестиционной привлекательности - Советский Гиперреализм, путешественники не могут пройти мимо такого достижения “прикладного” искусства как Московское метро.

Переехал из Германии в Россию
Привет, Россия! Рассказываю о том, как жизнь в стране отличается от жизни в Баварии, Германии и Европе в целом. Делюсь немецким мышлением:) Филипп ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!

Киноманы же отлично знакомы с Великим Советским Кино - начиная еще с Эйзенштейна - и, конечно же, с бесконечно атмосферными шедеврами Тарковского, справедливо полагая, что “переплюнуть” их по эстетики невозможно. Действительно, не поспоришь. А вот дополнить представление об эстетики в Советском Кино точно есть чем. Да так, что Тарковский займет свое достойное место на полке “Советский Артхаус”, а рядом появится другая полочка: Большое Советское Кино. Если начинать знакомства, то сразу ударно, не так ли?! И хотя я уже предчувствую, что меня будут критиковать за хвалебную оду Н.Михалкову, фигуре не бесспорной в Российском обществе, я буду настаивать на том, что именно “Раба Любви” - самый яркий и достойный флагман эстетики в Советском Кино, которую на Западе не знают.

Один из гениев Советского Гиперреализма - С.Шерстюк. Фото: VK
Один из гениев Советского Гиперреализма - С.Шерстюк. Фото: VK

Невероятная операторская работа

Не знаю, кому в коллективной работе режиссёра, оператора и сценариста (в данном случае - один из сценаристов сам большой режиссер-эстет) приписывать абсолютный шедевр, которым теперь любуется зритель, но это бесподобно: от слегка засвеченного, будто в мечтах романтической барышни, общего плана, который тянется сквозь весь фильм, до невероятных, магических кадров с оживающей листвой в середине фильма - работа просто переполнена новаторскими техническими приемами и предельно точным попаданием съемки в суть происходящего в кадре. Идеальная симфония сценария и языка повествования создают атмосферу, которая вызывает мурашки даже у такого закрыто в эмоциональном плане зрителя как я. Про заключительную сцену со знаменитым уходящем вдаль трамваем можно писать отдельную статью. Можно и даже должно. При этом, прагматик во мне не забывает задаться вопросом: неужели бюджет плановой экономики позволял киноделам использовать самые передовые технологии или же все это сделано вопреки скудному оснащению, на чистом гении?

Нынешние мастера "оптических иллюзий" с их камерами и компьютерным монтажом - просто дети в сравнении с этим! Кадр из к/ф "Раба Любви": kinolexx
Нынешние мастера "оптических иллюзий" с их камерами и компьютерным монтажом - просто дети в сравнении с этим! Кадр из к/ф "Раба Любви": kinolexx

Саундтрек по-советски = Симфония

Удивить любителя кино выдающимся саундтреком в большом фильме - невозможно. Музыка давно и прочно стала неотъемлемой частью языка повествования, создавая дополнительную глубину и поддерживая атмосферу работы. Однако, перечень фильмов, которые позволяли себе настоящую авторскую симфоническую музыку на заказ - ограничен. Западный зритель полагает, что подобные кино-коллаборация с Морриконе & Co все как одна перечислены в топе выдающихся Американских и Европейских фильмов на IMDb, Rotten Tomatoes и в более влиятельных списках для истинных киноманов. Знакома ему по этим спискам бесспорно и фамилия “Артемьев” (“Зеркало” и “Солярис”, конечно же…). А вот то, что его, пожалуй самые знаменитые на Родине, произведения украшают именно фильмы Н.Михалкова станет открытием. Также, как и неземное, божественное попадание его симфонической музыки в “Рабу Любви.”

Здесь должна играть главная тема работы Артемьева. Кадр из к/ф "Раба Любви": triptonkosti
Здесь должна играть главная тема работы Артемьева. Кадр из к/ф "Раба Любви": triptonkosti

От начало и до конца фильм можно просто слушать с закрытыми глазами. Как Великую музыку, чтобы - не дай Бог - не отвлечься на зрительные, тактильные или иные внешние раздражители. Чтобы растворится в ней и выйти из нее перерожденным. Своего рода баня для слуха, чтобы не скатываться в модные ныне образные сравнения из сферы эротики. И боже упаси кого-либо от дубляжа “Рабы Любви” - этот фильм человеку русским не владеющему надо смотреть исключительно в оригинале, с переводом в субтитрах. Пусть так придется фильм пересматривать несколько раз - не беда, так только лучше.

Декаданс 1910-х и 1920-х. Кадр из к/ф "Раба Любви: triptonkosti
Декаданс 1910-х и 1920-х. Кадр из к/ф "Раба Любви: triptonkosti

Белые, красные, все смешалось

Такая близкая Западному человеку тема как революция, восстание стремящихся к свободе и самоопределению раскрыта в “Рабе Любви” как нельзя выигрышно: вместо черной-белой (в данном случае: бело-красной) бинарности, режиссер предлагает зрителю посмотреть на катастрофу разделения общества в отдельно взятой стране непредвзято. Охватив взглядом точку зрения представителей обоих лагерей, сделав акцент в первую очередь на том, что любой распад, любой насильственный переворот, в первую очередь, боль, страдание, катастрофа.

Из заключительной сцены: достойный ответ гениальной концовке "Ночи Кабирии" Ф.Феллини. Кадр из к/ф "Раба Любви": cpleten
Из заключительной сцены: достойный ответ гениальной концовке "Ночи Кабирии" Ф.Феллини. Кадр из к/ф "Раба Любви": cpleten

“Господа, это - ошибка” - говорят, именно такие слова произносила главная героиня в заключительной сцене, которую - по причинам политическим - пришлось переозвучить. В субтитрах на иностранных языках я бы обязательно давал наряду с каноническим текстом этот изначальный вариант. Западный интеллектуал всегда благодарен за пищу для своих серых клеточек, Западный эстет всегда рад утонченности и красоте там, где им казалось бы, нет места. Также, как нет места - казалось бы - и беспартийному взгляду на революцию в стране победивших революционеров.

А за кадром Советские люди, 1970-е годы... Фото: Дзен
А за кадром Советские люди, 1970-е годы... Фото: Дзен

Есть, потому как Русский дух неподвластен государственному строю. И в Советские времена, как видно, он продолжал все так же наполнять все и вся глубиной, поиском смыслов и жаждой истины. Как бы тяжело это ни было. Великое открытие для меня, не менее великое открытия для любого моего собрата - воспитанника Западных университетов.

_______________________________________

Не стесняйтесь подписываться на канал, чтобы не пропустить новые байки:)

Канал существует пока только на ваши донаты -

НА ВИНИЛОВЫЙ ПРОИГРЫВАТЕЛЬ🙏🏻

Карта Сбер: 2202 2080 0716 5872 Любовь Ю.

ссылка для поддержки из-за рубежа